Введение:
Необходимость формирования в системе государственной службы ме-ханизмов предупреждения, выявления и разрешения конфликтов интересов была отражена еще в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 г. С этого времени было принят ряд нормативных актов различного уровня, регу-лирующих указанные вопросы, в том числе базовые федеральные законы "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противо-действии коррупции".
Обязанность информирования о возникновении или угрозе возникно-вения конфликта интересов возникает у государственного или муниципаль-ного служащего в момент, когда узнает об этом. Применение этой нормы на практике, вполне очевидно, будет связано с определенными трудностями, так как оценочный характер конфликта интересов далеко не всегда позволяет служащему осознать не только угрозу его возникновения, но и сам возник-ший конфликт. Здесь уместно отметить, что, несмотря на то, что понятие "конфликт интересов" применительно к сфере государственной и муници-пальной службы используется уже достаточно длительный срок и комиссии по урегулированию конфликта интересов созданы во многих органах госу-дарственной власти, количество дел, рассматриваемых ими, остается относи-тельно небольшим.
Проблема коррупции в последнее время приобрела огромную и вполне обоснованную актуальность. По данным международной организации «Трансперенси Интернэшнл» Российская Федерация занимает 154-е место в Индексе восприятия коррупции за 2010 год и относится к числу так называе-мых неблагополучных государств. Сегодня коррупция в России является ос-новной негативной характеристикой институтов государственного управле-ния, препятствуя эффективному социально-экономическому и обществен-ному развитию страны. В этой связи разработка единой политики в сфере противодействия коррупции стала приоритетным направлением реформиро-вания системы государственной службы Российской Федерации.
Среди антикоррупционных механизмов в системе государственной службы в первую очередь следует выделить административные процедуры, обусловливающие порядок её прохождения, в том числе, проведение кон-курсов на замещение вакантных должностей, аттестаций, квалификационных экзаменов и др. Помимо перечисленного таким механизмом выступает ин-ститут конфликта интересов.
В Концепции реформирования системы государственной службы, ут-вержденной Президентом Российской Федерации 15 августа 2001 г., преду-смотрено, что на государственной службе формируются механизмы преодо-ления конфликтов интересов, когда у служащих возникает личная или груп-повая заинтересованность в достижении определенной цели, которая влияет или может влиять на рассмотрение вопросов при исполнении ими своих должностных (служебных) обязанностей.
Глава 2:
25 октября 1994 г. премьер-министр Великобритании Джон Мейджор создал независимый консультативный Комитет по стандартам (поведения) в общественной (государственной) жизни под председательством лорда Нола-на. В состав Комитета вошли 10 авторитетных общественных деятелей, в том числе два члена парламента. Их задачей было поставлено «изучение и оценка норм поведения всех руководителей общественных учреждений, включая все действия, относящиеся к их финансовой и коммерческой деятельности», и на этой основе выработке необходимых рекомендаций с целью улучшения мо-ральных критериев работы ответственных лиц — участников «публичной жизни». К числу таковых были отнесены все министры, государственные служащие, члены парламента и Европейского парламента, члены и высшие чиновники всех неправительственных общественных учреждений, предста-вители местных властей и т.д. В общем, вся государственная служба. Коми-тету не рекомендовалось рассматривать частные случаи нарушения стандар-тов поведения, а сосредоточиться на формировании общих принципов дос-тойного участия в общественной жизни.
Сама по себе данная задача поначалу выглядела несколько наивной и педагогической, но постепенно Комитет завоевал большой авторитет, а его суждения стали признаваться чуть ли не подлежащими к неуклонному ис-полнению. Хотя сами по себе нарушения никем не декларируемых стандар-тов не влекли за собой каких-либо судебных последствий и рассматривались только как нарушение «Кодекса чести», никому уже не хотелось подвергать-ся позору остракизма, а там, глядишь, и особому вниманию со стороны офи-циальных властей — к фактам «неприемлемого поведения». «Наши рекомен-дации,— отмечал первый Председатель Комитета лорд Нолан,— направлены на поддержание и, когда необходимо, восстановление таких стандартов госу-дарственной деятельности, которую наши граждане хотели бы ожидать, а также в целях развития политики открытости (openness), которая бы дала возможность всем увидеть, как их ожидания воспринимаются и осуществля-ются».
Так началась работа по моральному упорядочению политической жиз-ни и даже перевоспитанию политической элиты. Для начала Комитет сфор-мулировал семь принципов государственной работы чиновников: (своеоб-разный Кодекс поведения — Code of Conduct):
1. Нестяжательство (selflessness) — служение только общественным интересам, отказ от каких-либо действий с целью достижения материальных финансовых выгод для себя, своей семьи и друзей;
2. Неподкупность (integrity) — недопущение какой-либо финансовой или иной зависимости от внешних лиц или организаций, могущих повлиять на исполнение официального долга;
3. Объективность (objectivity) — непредвзятое решение всех вопро-сов;
4. Подотчетность (accountability) — ответственность за принятые дей-ствия перед обществом и предоставление полной информации в случае необ-ходимости публичной проверки (scrunity);
5. Открытость (openness) — максимальная информация общества о всех решениях и действиях, их обоснованности; сокращение информации допустимо в случае необходимости соблюдения высших общественных ин-тересов;
6. Честность (honesty) — обязательное сообщение о своих частных ин-тересах, связанных с общественными обязанностями, принятие всех мер для разрешения возможных конфликтов в пользу общественных интересов;
7. Лидерство (leadership) — соблюдение принципов лидерства и лич-ного примера в исполнении стандартов общественной жизни.
Перечисленные требования выглядят весьма простыми и даже баналь-ными, но в Англии, в отличие от многих других стран, в том числе, к сожа-лению, и России, эти принципы не просто декларируются, но настойчиво проводятся в жизнь. Комитет регулярно проводит свои заседания, изучает огромное количество письменных обращений граждан, вносит предложения в правительство и парламент, выслушивает свидетелей, публикует материалы и т.д. Конечно, вся эта суета вряд ли способна изменить ситуацию к лучше-му, но уважаемый в обществе Комитет по стандартам государственной служ-бы безусловно оказывает благотворное воздействие на повышение политиче-ской культуры и ответственности руководящих кадров, для формирования должного морального климата в обществе. Любопытно, что Комитет настоял на сохранении за парламентариями права на получение вознаграждения за какую-либо деятельность, не связанную с работой Парламента. Аргументом служил довод, что «Палата общин будет осуществлять свою функцию менее эффективно, если все ее члены станут все силы и время посвящать только профессиональной политике». Здесь акцент сделан на словах «все ее члены» и «все время». Иначе говоря, вовсе не обязательно иметь в парламенте только профессиональных политиков или лишать права заниматься бизнесом, пре-подаванием, наукой или иной оплачиваемой работой. Единственным услови-ем является обязательное и честное публичное признание в наличии таких внепарламентских интересов.
Парламентский комиссар по стандартам, пост которого предложил уч-редить Комитет, обязан следить за составлением специального Регистра (внепарламентских) интересов членов Палаты общин, изучать случаи нару-шения стандартов, причем его заключения должны публиковаться. Он может инициировать специальные слушания в Подкомитете по привилегиям, если посчитает это нужным,
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Конфликт интересов - это конфликт между общественно-правовыми обязанностями и частными интересами гражданского служащего, при кото-ром его частные интересы (вытекающие из положения гражданского служа-щего как частного лица) способны неправомерным образом повлиять на вы-полнение им официальных обязанностей или функций.
Таким образом, служащий обязан самостоятельно оценивать условия и действия, которые потенциально могут повлиять на объективность его слу-жебной деятельности. Важным представляется в данном контексте знание гражданским служащим не только своих прав, обязанностей, ограничений и запретов, но требований, предъявляемых к служебному поведению.
Законом закреплена необходимость предотвращения случаев возник-новения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов для недопущения при-чинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъек-та РФ или Российской Федерации.
К основным причинам конфликта интересов на гражданской службе можно отнести следующее: нарушение основных требований к служебному поведению гражданских служащих; невыполнение обязанностей граждан-ского служащего; несоблюдение при их исполнении прав и законных интере-сов граждан, организаций, общества и государства; несоблюдение норм действующего законодательства; нарушение ограничений и запретов, свя-занных с гражданской службой, в том числе установленных Законом о про-тиводействии коррупции и др.
Среди условий, способствующих возникновению конфликта интересов на гражданской службе, можно назвать высокий уровень неопределенности компетенции, дублирование полномочий государственных органов, их структурных подразделений, государственных служащих; недостаточное ин-формирование о деятельности органов государственной власти; наличие про-тиворечий между нормативными правовыми актами органов власти различ-ного уровня, включение в них положений, способствующих созданию усло-вий для коррупционного поведения, существующие пробелы в правовом ре-гулировании; несоблюдение служебной и организационной дисциплины; от-сутствие или недостаточное использование моральных и материальных ре-сурсов мотивации государственного служащего, дискриминацию и неодина-ковое вознаграждение при выполнении равного объема служебных функций ввиду необъективности и неэффективности системы оплаты труда и др.
Кроме того, имеющаяся практика позволяет выделить правонарушения коррупционной направленности, связанные с конфликтом интересов на госу-дарственной службе, в том числе: непринятие государственным служащим мер по предотвращению конфликта интересов; неуведомление представите-ля нанимателя о возникшем конфликте интересов либо о наличии личной за-интересованности, которая может привести к конфликту интересов; владение ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складоч-ных) капиталах организаций), а равно непринятие мер к их передаче в дове-рительное управление в соответствии с законодательством Российской Феде-рации; занятие иной оплачиваемой деятельностью без уведомления работо-дателя при наличии (возможности) конфликта интересов и др.
Изучив опыт США и Великобритании по противодействию коррупции, предлагается ввести в наше законодательство следующие заимствования:
- Ввести ответственность за дачу взятки в любой форме, материальной или нематериальной, т.е. расширить предмет взятки по примеру законода-тельства Штатов.
- Ввести ответственность за само получение взятки (денежных средств), даже если не удается доказать факт совершения каких – либо дей-ствий либо бездействия за предложенную взятку.
- Ужесточение ответственности представителей банковской сферы, на-логовых органов, на кредитном и ипотечном рынках, нефтегазовом секто-ре как мера профилактики наиболее коррупционных сфер.
- Контроль и введение уголовной ответственности за устройство на го-сударственную, муниципальную службу «по договоренности».
- Отмена иммунитетов должностных лиц государства, лишение статуса, звания, должности на значительный срок или пожизненно.
- Введение ответственности руководителей профсоюзов, трудовых ко-миссий, агентств по трудоустройству, ужесточение мер в трудовых правоот-ношениях, а в частности при приеме на работу.
- Введение новых независимых институтов государственного аппарата во всех ветвях власти и создание новых органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о противодействии коррупции.
- Отражение во всей исходящей документации чиновников, инструкци-ях, регламентах, законодательстве принципов: прозрачность, ответствен-ность, ограничения.
- Проверка законодательства о выборах на наличие гена коррупции и отслеживание данных правоотношений как пласт наиболее коррупционных на современном этапе. Особенно касается реалистичности и разумности пре-делов на взносы в избирательные кампании.
- Изменения в судебной системе касаемо вступления на должность, статуса судьи и числом отмененных коллегией судей решений, борьба с субъективной предвзятостью судей.
- Активная поддержка спецслужб населением, «горячая линия», обес-печивающая безопасность и анонимность сообщений по факту нарушений законодательства по борьбе с коррупцией.
Не нужно умолять и опыта РФ в разработке мер по борьбе с коррупци-ей. В РФ разработаны следующие приоритетные меры:
08 февраля 2008 г. Президент России в своем выступлении на расши-ренном заседании Госсовета «О стратегии развития России до 2020 года» раскрыл основные тезисы Программы предстоящих преобразований, извест-ной как «План Путина».
Для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые тре-бования к государственному управлению, а именно:
1. Борьба с коррупцией во всех сферах власти. 2. Совершенствование судебной власти, особенно в свете борьбы с коррупцией и бюрократией. 3. Развитие малого бизнеса. 4. Сокращение аппарата госорганов. 5. Повышение квалификации госслужащих. 6. Повышение роли гражданского общества.
Более подробно «План Путина» был раскрыт Президентом России Дмитрием Медведевым в докладе на V Красноярском экономическом фору-ме «Россия 2008-2020 гг. Управление ростом».