Дипломная по теме: Физическая подготовка юных теннисистов десяти - двенадцати лет

Название работы: Физическая подготовка юных теннисистов десяти - двенадцати лет

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

100 стр.

Год сдачи:

2002 г.

Содержание:

Введение С…3-5

Общая характеристика работы С…6-10

Глава 1. Состояние вопроса

1.1. Особенности анатомо-физиологического развития юных теннисистов 11-12 лет С…11-16

1.2. Физическая подготовка, её разновидности С…16-19

1.3. Характеристика ОФП юных теннисистов 11-12 лет С…19-22

1.4. Характеристика СФП юных теннисистов 11-12 лет С…22-44

Глава 2. Комплексы упражнений, используемые на учебно-тренировочных занятиях.

2.1. Комплексы упражнений по ОФП для теннисистов 11-12 лет С…45-49

2.2. СПФ в игровых упражнениях на площадке С…49-52

Глава 3. Метрологические основы контроля в подготовке юных спортсменов, методика проведения тестов.

3.1. Педагогический контроль за уровнем развития общих и специальных физических качеств

С…53-55

3.2. Методика проведения контрольных тестов по ОФП и СФП С…55-59

Глава 4. Результаты исследований ОФП и СФП двух групп.

4.1. Результаты исследования ОФП и СФП двух групп до эксперимента (сопоставление с

модельными характеристиками) С…60-68

Заключение

Выдержка:

Введение:

Среди спортивных игр теннис занимает особое место, ему присуща определенная элегантность, которая отличает его от других игровых видов спорта, и в этом, вероятно, заключается его особая притягательная сила. Растет популярность тенниса, и теперь ему, как говорится, все возрасты покорны – от мала до велика.[9]

В современном обществе неуклонно растут реальные возможности для гармоничного развития молодого поколения. Массовое вовлечение детей в систематические занятия спортом и рациональная организация занятий для самых маленьких – это задача большого круга специалистов. Успешное решение задач, стоящих перед детским спортом, способствует своевременному распознаванию одаренности ребенка в конкретном виде спорта. В последние годы в ряде видов спорта, в том числе и в теннисе, появилась тенденция к снижению начальной возрастной границы занимающихся, сокращению сроков обучения, совершенствованию и усложнению спортивной техники юных спортсменов. [30]

А стоит ли так поступать?

Ранее биологическое созревание детей и неравномерность формирования основных функциональных систем молодого организма поддаются управлению. Мощным средство для этого служит физическое воспитание.

Известно, что такие основные для теннисиста качества, как сила, скорость, выносливость, координация, гибкость, ловкость, невозможно довести до высокого уровня, не выходя за пределы теннисного корта. Для их формирования используется разносторонняя физическая подготовка, которая должна входить составной частью в тренировочный процесс теннисиста с детского возраста и до окончания спортивной карьеры. Содержание физической подготовки и ее акценты со временем меняются с учетом индивидуальных особенностей развития спортсмена, возраста, специфики его опорно-двигательного аппарата и мышечной топографии. Главной задачей разносторонней физической подготовки остается выработка необходимого атлетизма и постоянное его совершенствование, на фоне чего успешнее можно решать задачи подготовки теннисиста.

В литературе о теннисе сейчас достаточно большое внимание уделяется физической подготовке юных теннисистов. Пожалуй, среди тренеров и родителей не найдешь ее противников. Но при этом налицо противоречие между пониманием этой проблемы и ее внедрением в тренировочную практику. На эту мысль наводит то обстоятельство, что наши теннисисты – как дети, так и достаточно квалифицированные спортсмены – не всегда имеют нужные для своего возраста качества. Это значит, что в процессе подготовки был допущен брак. Это – следствие недооценки физической подготовки или неправильного ее применения и толкования. Такое упущение приводит к весьма нежелательным последствиям: нарушается гармония формирования силы. Иначе говоря, в опорно-двигательном аппарате появляются относительно сильные и относительно слабые звенья. С одной стороны, не имея запаса прочности, слабые звенья при нагрузках часто травмируются. С другой – слабые звенья опорно-двигательного аппарата не позволяют выполнять движения с нужной силой и амплитудой. Все это тормозит рост мастерства.

В большинстве движений опорно-двигательный аппарат теннисиста работает по принципу “натянутого лука”, и задача физической подготовки – правильно сформировать этот лук с юных лет, чтобы он был достаточно мощным и упругим. Если такой лук при замахе натянуть, то при отпускании он отстрелит с большой силой и ускорением.

Для обеспечения рациональной работы такого лука нужно соблюдать особые требования к формированию опорно-двигательного аппарата. Теннисист должен иметь сильную и упругую середину туловища, т.е. сильные мышцы, участвующие в работе тазобедренных суставов, сильные мышцы спины, прямые мышцы живота (пресс) и, особенно, косые мышцы живота. Данные мышцы сильные, но недостаточно быстрые. Но не надо забывать, что формирование данных мышц, их развитие, укрепление происходит со временем. И начинать стоит с первых занятий.

Очень важным для теннисиста является качество гибкости, или растяжки. Конечно, физическая подготовка должна предусматривать разработку подвижности в основных суставах и гибкость в целых звеньях опорно-двигательного аппарата.

Выносливость, быстрота, ловкость, прыгучесть – все эти физические качества являются необходимыми для занятий теннисом. Однако, формируются они достаточно сложно и долго, поэтому начинать воспитывать эти качества необходимо с детского возраста. Именно в этом возрасте (11-12 лет), разносторонняя физическая подготовка постепенно приобретает все более целенаправленный характер, с учетом специфики тенниса. Адресное применение физических упражнений позволит выработать необходимые качества и синхронизировать их взаимодействие. Это – реальный путь к повышению эффективности всего двигательного навыка.[9]

Глава 4:

Для оценки ОФП и СФП юных теннисистов в возрасте 11-12 лет проводилось тестирование. В качестве тестов использовались контрольные испытания, наиболее применяемые при определении уровня развития ведущих общих и специальных физических качеств теннисистов, разработанные методистами Республиканского Центра Олимпийской подготовки по теннису. Данные контрольные упражнения составлялись на основе батареи-тестов, широко применяемых за рубежом: в Чехии, Австрии и Германии.

В специальном теннисном центре в Ганновере было установлено, что для оценки уровня физической подготовленности теннисистов целесообразно применять следующие двигательные задания (тесты): бег на 6 м, бег на 30 м, прыжки в стороны, метание набивного мяча, прыжки “кенгуру”, тест для оценки специальной выносливости.

Специалисты Чехии применяют для оценки уровня физической подготовленности своих игроков тесты: бег на 30 м, двукратное пробегание пяти 4-метровых отрезков, имитация ударов с лета с доставанием предмета в течение одной минуты, четверной прыжок способом тройной, метание набивного мяча весом 1 кг, прыжки “кенгуру”, из исходного положения лежа перекрестное доставание локтем колена в стандартном темпе. Для оценки выносливости применяется бег на 1000 м для мальчиков и на 800 м для девочек.

Двигательные задания (тесты), применяемые для оценки уровня физической подготовленности (кондиции) теннисистов как у нас в стране, так и за рубежом, имеют много общего.

Итак, для определения уровня физической подготовленности были выбраны наиболее информативные, надежные и объективные тесты, предложенные нашими специалистами.

Общая физическая подготовка:

Определение скоростных способностей.

О развитии скоростных способностей юных теннисистов можно судить по следующему тесту: бег 10 м с высокого старта, сек. Проводится на дорожке стадиона или легкоатлетического манежа в спортивной обуви без шипов. Количество стартующих в забеге определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Временные показатели регистрировались с помощью электросекундомера МВ-53Л.

Модельные характеристики: мал.11 лет: отл.-2.1 с, хор.-2.2-2.3 с, удв.-2.4-2.5 с; мал.12 лет: отл-2.0 с, хор.-2.1-2.2 с, удв.-2.3-2.4 с; дев.11 лет: отл.-2.0 с, хор.-2.1-2.2 с, удв.-2.3-2.4 с; дев.12 лет: отл.-1.9 с, хор.-2.0-2.1 с, удв.-2.2-2.3 с.

Измерение прыгучести.

Прыжок в длину с места, см. Спортсмен становится на линию старта, ноги на ширине плеч. Без разбега, толчком обеих ног прыгает вперед на дальность. Расстояние от линии старта до линии касания пяток после прыжка является показателем его прыжка. Каждому испытуемому дается по три попытки, засчитывается лучшая. Предварительно наносится разметка с помощью метровой ленты и мела.

Заключение:

Поставленные в данной работе цель и задачи выполнены. Экспериментальным путем была доказана правильность выдвинутой гипотезы и утверждений. На примере тестирования учебно-тренировочных групп (А и В) видно, насколько разумно запланированный, поэтапно разработанный процесс развития физических качеств может повысить уровень развития двигательных способностей юных теннисистов 11-12 лет. Самое главное в работе то, что на этом этапе она не завершается. Продолжается работа с детьми над совершенствованием их физической подготовки.

Отсюда, можно сделать следующие выводы:

1. Знание особенностей строения, функционального развития детского организма поможет целенаправленно, дифференцированно применять средства и методы воспитания физических качеств юных теннисистов 11-12 лет.

2. Всесторонняя физическая подготовка является фундаментом спортивного совершенствования, необходимым условием достижения высоких результатов в современном теннисе.

3. Содержание физической подготовки находится в прямой зависимости от особенностей и тенденций развития техники, тактики, стратегии, соревновательных нагрузок.

4. Общая физическая подготовка направлена на:

• укрепление здоровья, содействие физическому развитию, воспитание осанки;

• развитие основных двигательных качеств (гибкости, быстроты, силы, ловкости, выносливости, прыгучести);

• совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений;

• укрепление основных звеньев опорно-двигательного аппарата, групп мышц, несущих главную нагрузку в теннисе при выполнении специальных заданий и в игре.

5. Специальная физическая подготовка направлена на:

• развитие физических способностей, специфичных для тенниса (скоростно-силовых качеств, скоростных возможностей, выносливости);

• развитие специальных качеств: ловкости и гибкости, необходимых для овладения техникой игры;

• развитие качеств, обуславливающих успех тактических действий теннисиста (быстрота реакции, перемещения, прыгучесть, сила).

6. Внедрение в тренировочный процесс специальных комплексов упражнений для развития и совершенствования физических качеств теннисистов 11-12 лет – залог успешного развития ребенка, правильного формирования технических умений и навыков.

7. Сравнивая уровень ОФП и СФП (по результатам тестирования) двух групп, можно выделить следующее:

• начальное тестирование: результаты двух групп А и В на очень низком уровне, детям явно не хватает при выполнении нормативов выносливости, силы, прыгучести. Это, в свою очередь, отражается на технико-тактической подготовке.

Похожие работы на данную тему