Дипломная по теме: Возрастные особенности развития и воспитания

Название работы: Возрастные особенности развития и воспитания

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

65 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТЕХНИКИ У ИГРОКОВ БОЛЬШОГО ТЕННИСА 6

1.1. Воспитание как педагогический процесс 6

1.2. Программно-нормативные основы физической подготовленности юных теннисистов 8

1.3. Техническая подготовка юного теннисиста 10

1.4. Основы тактической подготовки теннисиста 23

ГЛАВА II. ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ 28

2.1. Основные физические качества теннисиста 28

2.2. Физическая подготовка юного теннисиста 35

2.2.1. Упражнения для плечевого пояса и рук 37

2.2.2. Упражнения для туловища 37

2.2.3. Упражнения для кисти 37

2.3. Психологическая подготовка юного игрока большого тенниса 37

ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 43

3.1. Цель и задачи исследования 43

3.2. Методика исследования 43

3.3. Результаты исследования и их обсуждение 45

3.4. Предложения по совершенствованию воспитания физических качеств у юных игроков большого тенниса 48

ВЫВОДЫ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53

ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Одним из актуальных вопросов спортивной тренировки юных теннисистов является изучение возрастных особенностей развития основных физических качеств. Это тем более важ¬но, что только в результате специальных исследований можно ответить на вопрос: «Как использовать в подготовке теннисистов возрастные закономерности естественного развития физичес¬ких качеств?».

В момент наиболее бурного естественного раз¬вития какого-либо физического качества уделять основное вни¬мание в тренировке юных теннисистов именно этому физическому качеству и, таким образом, еще больше стимулировать его развитие (темпы прироста), или же, наоборот, в данный пе¬риод уделять наибольшее внимание тем физическим качест¬вам, темпы прироста которых в этом возрасте наименьшие.

Степень изученности. В возрастной физиологии накоплены определенные зна¬ния, но специальных работ по данному вопросу нами не об¬наружено.

Изучая возрастные особенности естественного развития бы¬строты движений, И.М. Яблоновский, Д.П. Букреева, К.Л. Чернов отмечали, что быстрота движений с возрастом нара¬стает волнообразно: в 8-9 лет — очень медленно, в 10-12 — быстрее, а в 13-14 лет вновь замедляется .

Особенно высокий темп развития быстроты движений наблюдается после 15-16 лет, что имеет под собой анатомо-физиологическую основу, т.к. в это же время наблюдается наибольший прирост мышечной силы (Е.М. Дементьев, Е.А. Аркин, В.В. Ефремов, И.М. Яблоновский, В.Г. Куневич, И.А. Арямов, А.В. Коробков и другие) .

Изучая естественное развитие выносливости, одни авто¬ры (Н.К. Верещагин, З.И. Иокль) отмечают тенденцию к увеличению выносливости от возраста к возрасту, с до¬стижением наивысших темпов у взрослых, другие (В.С. Фарфель, Н.Н. Касандров, И.Г. Беляев, А.А. Бирюкович, В.И. Король, Е.С. Черник, Э.А. Городниченко, А.П. Тамбиев, Н.Г. Ребров, И.И. Шмельков) считают, что наиболее интенсивный прирост выносливости происходит в возрасте 8-10 лет.

Нет определенного мнения и о темпах прироста выносливо¬сти в период полового созревания. Так Lipovet F.V. , H.К. Вере¬щагин , Э.И. Иокль считают, что темпы прироста выносли¬вости в период полового созревания (13-15 лет) увеличива¬ются, в то время как В.С. Фарфель с сотрудниками, Н.Н. Касандров, И.Г. Беляев, А.П. Тамбиева отмечают замедле¬ние темпа прироста выносливости в этот период.

Цель данной дипломной работы – выявить основные возрастные особенности развития и воспитания физических качеств у юных теннисистов.

В связи с этим возникают следующие задачи:

 определить воспитание как педагогический процесс;

 привести программно-нормативные основы технической подготовленности юных теннисистов;

 представить методику формирования элементов базовой техники юных теннисистов;

 описать контроль технической готовности юных теннисистов;

 проанализировать психолого-педагогические особенности организации тренировочного процесса юных теннисистов;

 определить зависимость техничного мастерства от личностных психологических характеристик юных теннисистов;

 сформулировать предложения по совершенствованию воспитания техничного мастерства развитию физических качеств юных теннисистов.

Объект исследования – юные теннисисты возраста 13-16 лет.

Предмет изучения – возрастные особенности развития и физические качества юных теннисистов.

Структурное построение работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы и приложения.

Новизна проведенного исследования. Результаты исследования показали, что физические качества, имея от возраста к возрасту общую тенденцию к увеличению, в разные возрастные периоды характеризуются существенно различными темпами естест¬венного прироста.

1.4. Основы тактической подготовки теннисиста

Общий план матча — это стратегия игры, а тактика — пути и способы реализации этого плана.

Тактический план намечается еще до начала встречи с учетом индивидуальных особенностей будущего сопер¬ника. Во время встречи этот план уточняется, детализи¬руется и в него вносятся коррективы. Для игры с хоро¬шо знакомым противником предварительный план обдумывается заблаговременно более детально и почти не требует уточнений в процессе встречи.

В основе тактического плана лежит учет своих воз¬можностей и особенностей противника на основании, сравнения техники, физической подготовки и волевых качеств. Учитываются также внешние условия, в которые входит и покрытие корта.

Правильное использование во время игры всех этих фак¬торов и есть показатель тактического мастерства игрока.

В ходе игры, особенно на ранней стадии, теннисист ведет как бы разведку общего состояния и намерений про¬тивника и корректирует свои предварительные планы.

Первый, тактический шаг — это выбор подачи или стороны корта по жребию. Уже по ходу разминки мож¬но выяснить слабые и сильные стороны противника, его удары, особенности передвижения по площадке. В ходе поединка игрок анализирует темп игры противника (быстро или замедленно он возвращает мяч) и пытается на¬вязать неудобную для того скорость игры.

В зависимости от скоростных качеств противника, игрок принимает решение об использовании укорочен¬ных мячей, о подготовке для выхода к сетке и другие ре¬шения. Когда игру в теннис сравнивают с шахматами, то имеют в виду именно тактически грамотный, вдумчивый подход к игре, умение анализировать и выстраивать свои шаги для выигрыша очередного очка, гейма, сета и все¬го матча.

Внимание и воля к победе, терпеливость и напорис¬тость, решительность и смелость должен проявлять тен¬нисист по обстановке, которую он сам готовит на корте: выход на атаку или уход в защиту.

Тактика, как наука, подразделяет для одиночной игры следующие системы:

• игра преимущественно у задней линии площадки;

• преимущественно у сетки;

• комбинированная система игры.

Игра у задней линии площадки — основа тенниса.

Без хорошей игры у задней линии, основанной на применении ударов по отскочившему мячу, игрок не мо¬жет ни подготовить эффективного выхода к сетке, ни ус¬пешно обороняться при выходе соперника к сетке.

Однако при огромном значении игры у задней линии это является не единственным и не самым лучшим веде¬нием игры. Активная игра с задней линии должна соче¬таться с нападающей игрой у сетки.

Хорошая игра у сетки тактически очень результатив¬на. Но для перехода к ней необходима эффективная под¬готовка, которая может осуществляться при хорошем владении ударами с задней линии.

Вершин спортивного мастерства может достичь толь¬ко теннисист, в совершенстве владеющий ударами по отскочившему мячу и ударами с лета, что позволяет ему ис¬пользовать большое тактическое разнообразие.

Активными и решительными должны быть не только нападение, но и защитные действия. Основа тактики уда¬ров с задней линии не стареет.

Исторически так сложилось, что в самом начале игру вели только с задней линии. В дальнейшем появились в техническом арсенале удары с лета с выходом вперед .

Только в середине XX в. на первый план в тактике тен¬нисистов выходят сильная подача и игра у сетки. Эта тен¬денция продолжается и в настоящее время. Но на каж¬дое оружие со временем появляется

ВЫВОДЫ

В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Физические качества, имея от возраста к возрасту общую тенденцию к увеличению, в разные возрастные периоды характеризуются существенно различными темпами естест¬венного прироста.

2. При построении рациональной системы тренировки юных теннисистов целесообразно в каждом возрасте уделять внимание развитию того физического каче¬ства, которое в это время имеет наилучшие естественные пред¬посылки для своего развития, а, следовательно, и более высо¬кие темпы прироста.

3. Целенаправленное развитие мышечной силы и силовой выносливости у юных теннисистов целесообразно начинать с 13-летнего возраста. В 15-16-летнем возрасте основное внима¬ние необходимо уделять развитию специальной выносливости (силового характера), в 17-18 лет — быстроте и специаль¬ной выносливости (скоростного характера).

4. Занятия большим теннисом целесообразно начинать в возрасте 10-11 лет, для чего при детско-юношес¬ких спортивных школах целесообразно открыть подготовитель¬ные отделения со сроком обучения до 2-х лет. Основное вни¬мание в подготовке детей необходимо уделять развитию у них быстроты движений и общей выносливости, а также форми¬рованию рациональной спортивной техники игры в большой теннис.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аркин Е.А. Особенности школьного возраста. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М.: ФиС, 1978.

3. Белиц-Гейман С.П. Теннис. – М.: Наука, 1981.

4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1996.

5. Букреева Д.П. Возрастные изменения максимального темпа движе¬ний у детей 7-16 лет.- М.: МГУ, 1995.

6. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1998.

7. Глазырина Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. – Мн.: МН Центр, 1995.

8. Голенко А.И. Школа тенниса. – М.: ФиС, 2001.

9. Голиус С.Т. Значимость параметров двигательной функции для проявления специальной работоспособности юных спортсменов 7-10 лет // Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. - № 3. - С. 66-74.

10. Дементьев Е.М. Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физическим развитием. - М.: МГУ, 1999.

11. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. – М.: ФиС, 1991.

12. Ефремов В.В. Возрастная физиология. – М.: Наука, 2000.

13. Журнал «Потребитель». Все для спорта и отдыха. № 11. 2000.

14. Журнал «Теннис+». 1992, 1993, 1994.

15. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: ФиС, 2000.

16. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж., Рагимов Р.М., Сергиенко Л.П. Проблема спортивной одаренности и отбор в спорте. // «Теория и практика физкультуры», 1996, № 7, с. 54-66.

17. Зверев Н.Н. Физкультура в школе. – М.: Наука, 2000.

18. Калюжная Р.А. Школьная медицина. – М.: Медицина, 1998.

19. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М. ФиС, 1975.

20. Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе. // «Вопросы физиологии нервной и мышечной си¬стемы». № 7, 1990.

21. Коробков А.В. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки. // Всесоюзная научно-методическая конференция. - М., 1991.

22. Куневич В.Р. Возрастное развитие школьников // «Вопросы физиологии нервной и мышечной си¬стемы». № 7, 1990.

23. Лагода О.О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 4.

24. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

25. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2005.

26. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности // Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1993.

27. Основы тенниса. / Под общей ред. Зайцевой Л.С. – М.: Наука, 1980.

28. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. – М.: ФиС, 2002.

29. Педагогический словарь. Т. 1, 2. - М.: «Наука», 1990.

30. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 7-10 лет. – М.: Просвещени», 1996.

31. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Высшая школа, 1994.

32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1996.

33. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Наука, 2003.

34. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Детская литература, 2001.

35. Спортивные игры и методика преподавания: Учебник для пед. фак. институтов физ. культуры / Под. ред. Портных Ю.И. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ФиС, 1996.

36. Теория и методика физического воспитания. / Под. общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: ФиС, 2001.

37. Фарфель В.С. Дискуссия о критериях тренированности. // «Теория и практика физкультуры», 1996, № 1, 4, 6.

38. Фарфель В.С. Физиология спорта. – М.: Физкультура и Спорт, 2000.

39. Фоменко Б.И. Российский теннис: Энциклопедия. – ИЭТП, 1999.

40. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: ФиС, 2002.

41. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1996.

42. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1990.

43. Хрестоматия по детской психологии. // Под ред. Г.В. Бурменской. - М.: Наука, 1996.

44. Чернов К.Л. Материалы 2-й научной конф. по физическому воспи¬танию школьников. - АПН РСФСР, М., 1994.

45. Шмельков И.И. Исследование возрастных изменений выносливости у школьников и обоснование некоторых методов ее развития. - М.: Наука, 1997.

46. Яблоновский И.М. К проблеме возрастного развития методики (методы массового обследования моторики школьников). – М.: ЦНИИФК, 1996.

Похожие работы на данную тему