Введение:
Нет нужды говорить о том, что устойчивое социально - экономическое развитие Российской Федерации невозможно без гражданской авиации как вида транспорта, объединяющего российские регионы. Этот фактор определяет государственную политику в области гражданской авиации и лежит в основе "Концепции развития гражданской авиационной деятельности в Российской Федерации", одобренной Правительством в декабре 2000 года.
Без опережающего комплексного развития национальной транспортной системы невозможно создание и развитие единого рынка товаров и услуг, интеграция российской экономики в мировую экономическую систему, повышение качества жизни россиян, восстановление позиций России как одного из мировых полюсов.
Сегодня транспортный комплекс России в целом функционирует устойчиво, отвечает требованиям по объему и качеству перевозок, обеспечению внешней торговли и обороноспособности страны.
Воздушный транспорт является важнейшей составляющей национальной транспортной системы России.
Гражданская авиация всегда была для нашей страны видом транспорта, обеспечивающим доступность самых отдаленных ее территорий. И сегодня, и в перспективе социально-экономический прогресс России и само ее существование как целостного государства немыслимы без гражданской авиации. Этот тезис определяет содержание перспективной государственной политики в области гражданской авиации.
Авиационная отрасль включает в себя широкий спектр сфер деятельности по разработке, производству, эксплуатации, обслуживанию и ремонту летательных аппаратов. По данным на конец истекшего года она включала в себя около 300 предприятий авиационной промышленности и более 260 эксплуатантов гражданской авиатехники.
Первый и главный из всего спектра сектор – это рынок авиаперевозок. Главным его следует считать по той причине, что, в конечном счете, все затраты производителей, перевозчиков и лизинговых компаний должны оплатить пассажиры.
Учитывая тот факт, что внутренние перевозки традиционно являлись и являются убыточными, рынок международных авиаперевозок занимает приоритетное место в деятельности российских авиакомпаний. Именно он приносит эксплуатантам основную часть прибыли, именно он позволяет финансировать внутренние рейсы, именно благодаря ему они по-прежнему осуществляются. Его развитию и стимулированию подчинены задачи как государственных органов, так и частных авиаперевозчиков.
Поэтому изучению, анализу и прогнозированию перспектив рынка международных воздушных перевозок должно уделяться особое внимание.
Актуальность исследования определяется ролью международных авиаперевозок в экономике страны. Одним из важнейших условий стабильного развития российского государства является его внешнеэкономическая деятельность (ВЭД). В свою очередь, ВЭД невозможна без надежной транспортной системы. Транспорт, в том числе и гражданская авиация, не только обслуживает внешнеэкономические связи страны, но и сам является экспортно-ориентированной отраслью экономики. Перевозка российских и иностранных пассажиров и грузов на международных воздушных линиях составляет существенную часть от общего объема работ и услуг, осуществляемых российскими предприятиями - авиаперевозчиками.
Однако сложности переходного периода в российской экономике привели к значительному снижению спроса на транспортные услуги, в частности, на авиационные, что поставило все предприятия авиатранспортного профиля в тяжелое экономическое и финансовое положение. Экономические преобразования, осуществляемые на транспорте России, привели к структурным изменениям в системе управления отраслью, в частности, резко сократилась доля государственного участия в управлении процессами внутренних и международных авиаперевозок.
Для сохранения и укрепления позиций российской гражданской авиации, предприятиям отрасли приходится ставить перед собой задачи выживания и достижения экономической устойчивости в новых условиях хозяйствования.
В связи с этим российские авиакомпании обратились к освоению рынка международных авиаперевозок, с использованием всех возможных способов привлечения пассажиров (повышение качества обслуживания, расширение спектра предоставляемых пассажирам услуг, снижение тарифов за авиаперевозку). Это потребовало укрепления взаимодействия между участниками авиатранспортного процесса (перевозчиками, агентами по продаже авиаперевозок, аэропортами, обслуживающими фирмами) и привело к расширению расчетов между ними. Вместе с тем, недостатки в организации взаиморасчетов могут привести к значительным задержкам в получении или даже потерям средств за предоставленные услуги.
Глава 3:
В целях реализации программы стратегического развития, компания осуществляет следующие мероприятия:
1) Руководство авиакомпании предполагает создание технического центра эксплуатации вертолетов Ми-8Т в Южно-Африканской Республике, который предусматривает капитальный ремонт вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ-1, создание учебного центра и базы текущему техническому обслуживания вертолетов.
2) Участие компании в проектах ООН создает благоприятные условия для дальнейшего продвижения компании на рынке авиационных услуг Ближнего Востока и Африки. В августе 2002 года авиакомпания "UTair" и Департамент ООН по обслуживанию проектов (ЮНОПС) подписали меморандум о сотрудничестве. Сотрудничество авиакомпании с ООН переходит на новый уровень и будет включать, помимо транспортного обеспечения миротворческих миссий, обслуживание социально-экономических проектов в областях поддержки этнических меньшинств, защиты культурных и исторических ценностей, научного обмена и образовательных программ, здравоохранения и спорта, содействия малому бизнесу, развития информационных технологий.
3) Продолжается работа по изучению рынка КНР на предмет возможного участия вертолетов компании в программах по строительству газопровода Запад-Восток (протяженностью 4200 км, причем 40% трубы пройдет по высокогорной и труднодоступной местности), а также строительстве железной дороги в Тибете. С китайской стороны от правительства КНР партнером российской нефтяной компании "Юкос" будут государственная нефтяная компания «Петро Чайна» и нефтехимическая корпорация «Синопек». Проводятся мероприятия по поиску прямых контактов с руководством данных компаний. Представляется интересным и возможность создания СП в КНР. Идет углубленное изучение данной проблемы. Эта ниша - грузопассажирские вертолетные перевозки в КНР до сих пор свободна. Осуществляется мониторинг по вопросу покупки нескольких самолетов ТУ-154М у китайской авиакомпании «China United Airlines» для пополнения парка самолетов авиакомпании. Это стало возможным в связи с решением руководства КНР о переоснащении парка и замене самолетов ТУ-154М на ВС западного производства.
4) Одной из важнейших, по-прежнему, остается задача установления более тесного сотрудничества между авиакомпанией и «новыми» для нее партнерами - ведущими российскими компаниями нефтяной отрасли: ЮКОС, Стройтрансгаз, Зарубежнефтегаз. Ведется целенаправленная работа по установлению контактов с руководителями соответствующих департаментов вышеназванных компаний на предмет предоставления им вертолетных услуг. В планах этих компаний на ближайшие годы предусматривается:
- строительство нефтепровода в Китай (через Монголию);
- добыча нефти в Ливии;
- освоение месторождений Восточной Сибири (Юрубченско-Тахомская зона);
- строительство газопровода из Мозамбика в ЮАР;
- строительство нефтегазовых объектов в Ираке, Иране и Алжире;
- обустройство месторождений газа (Заполярное) на севере Тюменской области,
- разработка и эксплуатация нефте-газокондексатных месторождений в Анголе, Вьетнаме, Индии.
"Стройтрансгаз" сейчас изучает предложение компании по доставке специалистов в Алжир на строительство нефтепровода самолетами "UTair".
5) Достигнут некоторый прогресс в отношениях авиакомпании с "Bristow Helicopters". На стадии завершения подготовка пакета предложений "UTair" по использованию вертолетов МИ-26 за рубежом. Получено предварительное согласие от руководства "BH" о проведении их менеджерами маркетинговых исследований и поиску взаимовыгодных контрактов.
6) Дальнейшее развитие должно получить участие авиакомпании в программах ряда других международных организаций. Работа под флагом Департамента по миротворческим операциям (UN DPKO) уже не полностью отвечает динамике развития компании. Перспективным направлением может стать участие во Всемирной продовольственной программе ООН. Это направление требует более детального и глубокого изучения в ближайшее время. Участие "UTair" в международных выставках и других публичных мероприятиях становится нормой для компании и способствует укреплению ее позиции на международном рынке авиационных услуг.
Заключение:
Сложившаяся в гражданской авиации России ситуация представляет собой результат причудливого сочетания подлинных и мнимых достижений советской эпохи, реалий постсоциалистического периода и проблем, обусловленных необходимостью возможно быстрого и наименее болезненного приспособления к современной мировой экономике.
Основными участниками рынка международных перевозок являются: государства в лице их правительств и авиационных администраций, авиакомпании и авиапредприятия, аэропорты, турфирмы и другие организации - агенты авиакомпаний по продаже авиаперевозок, организации - партнеры авиакомпаний и аэропортов по обслуживанию самолетов, пассажиров и грузоотправителей (топливозаправочные фирмы, организации, представляющие техническое и коммерческое обслуживание и борт питание, автотранспортные фирмы, гостиницы и другие обслуживающие организации). Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает несколько географических регионов и более 150 государств мира.
Две международные организации располагаются в Монреале и занимаются координацией авиалиний и безопасностью полетов - Международная организация гражданской авиации (ICAO) и Международная организация воздушного транспорта (IATA). ICAO - межправительственная организация, IATA - ассоциация авиакомпаний. ICAO занимается воздушной навигацией, безопасностью воздушного транспорта и координацией летных служб. Она финансируется правительством стран-участников.
Доля российских компаний на мировом рынке авиаперевозок в настоящее время невелика. Однако есть среди отечественных авиакомпаний такие, которые имеют определенные позиции на международном рынке авиаперевозок.
К числу таковых принадлежит ОАО "Авиакомпания "UTair" – крупнейший в мире гражданский оператор вертолетной техники российского производства и один из ведущих пассажирских авиаперевозчиков России.
На сегодняшний день Российская Федерация ратифицировала следующие важнейшие нормативные акты в области международного воздушного права, которыми руководствуется в своей деятельности и ОАО "Авиакомпания "UTair":
• Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944г.);
• Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшава, 12 октября 1929г.);
• Гаагский протокол (протокол о поправках к Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1955г.);
• Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов (Женева, 24 мая 1980г.);
• Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 октября 1971г.);
• Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна (Токио, 14 сентября 1963г.);
• Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности (Рим, 7 октября 1952г.).
Виды деятельности авиакомпании:
• транспортная деятельность – это регулярные и нерегулярные (чартерные) пассажирские и грузовые перевозки, в том числе и по международным воздушным линиям;
• авиационные работы – это вертолетные перевозки для отраслей экономики на территории России;
• международная деятельность – это вертолетные перевозки за границей РФ по международным контрактам;