Дипломная по теме: Налогообложение малого бизнеса

Название работы: Налогообложение малого бизнеса

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2004 г.

Содержание:

Введение 3

I. Субъекты малого предпринимательства и их роль в

развитии экономики страны 6

1.1. Создание малого предприятия и его критерии 6

1.2. Роль малого бизнеса в развитии экономики страны

14

II. Система налогообложения доходов (прибыли)

субъектов малого предпринимательства 21

2.1. Общеустановленная система налогообложения малых

предприятий 21

2.2. Упрощенная система налогообложения 28

2.3. Единый налог на вмененный доход для отдельных

видов деятельности 47

III. Государственная поддержка малого

предпринимательства 67

Заключение 76

Список использованных источников 81

Выдержка:

Введение:

В условиях нестабильной экономической политики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкое распространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем, что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотя его инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малых предприятий. Они дают России необходимую насыщенность рынка, среду конкурен¬ции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало ка¬чество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Экономически это выгодно, потому что по¬явление большого числа фирм приведет к созданию новых рабочих мест, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Феде¬рации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватает экономике России на последних этапах развития.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого бизнеса, является в первую очередь средняя численность работников, занятых на данный момент на предприятии. Иногда под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого бизнеса, является численность персонала (занятых работников), размер капитала, объем оборота (прибыли, дохода). Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса является численность работающих. К малому бизнесу относят, как правило, предприятия с числом занятых от 1 до 500, где:

От 1 до 20 – ремесленные;

От 20 до 100 – малые;

От 100 до 500 – средние предприятия.

Налоговые органы собираются усложнить жизнь малому бизнесу. Возможно, уже со следующего года будет введен новый перечень критериев, по которому предприятие можно будет отнести к малому. Нововведение вряд ли обрадует предпринимателей: уточнения, которые собирается внести в Налоговый кодекс Министерство по налогам и сборам, лишат многих из них права на льготное налогообложение.

В 2003 году Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) считался едва ли не панацеей от всех бед малого бизнеса. Идея его сводилась к тому, что предприятие или индивидуальный предприниматель могли при помощи множества коэффициентов сами посчитать, каким будет доход. И заплатить 15% от этой суммы - вне зависимости от того, сколько реально заработают. При этом бизнесмен мог забыть о других налогах, которые приходится платить его коллегам с большим масштабом: налоге на добавленную стоимость, имущественном, подоходном и едином социальном.

Глава 3:

Основные приоритеты развития малого предпринимательства определило Постановление Совета Министров "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 11 мая 1993 г. № 446. К ним относятся:

− Производство и переработка сельскохозяйственной продукции;

− Производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;

− Оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;

− Строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;

− Инновационная деятельность.

В соответствии с Законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" от 14 июля 1995 г. № 88-ФЗ государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основании Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития, разрабатываемыми Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Цель составления таких программ – определение конкретных мер по реализации перечисленных направлений государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий финансовый год. Головным исполнителем Федеральной программы является Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

В соответствии с Федеральной программой в проекте федерального бюджета каждый год предусмотрено выделение средств на ее реализацию, а в конце бюджетного года Правительство РФ представляет в Государственную Думу доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержке, включая отчет об использовании выделенных на эти цели средств федерального бюджета.

Указом Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительству РФ было предписано:

− Начиная с 1996 г. ежегодно предусматривать предоставление государственных гарантий на сумму не менее 200 млн долл. США иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства в России.

− Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в федеральном бюджете выделение на поддержку малого предпринимательства государственных льготных инвестиционных кредитов в размере не менее 500 млрд руб.

− Начиная с 1997 г. ежегодно предусматривать в бюджете Государственного фонда занятости населения РФ направление не менее 40% средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

Установить порядок резервирования для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд.

Тем же Указом определены некоторые источники средств, выделяемые малому предпринимательству, и формирование Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Правительству РФ указано на необходимость учета интересов субъектов малого предпринимательства при разработке законодательных и нормативных актов, а органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предложено создать региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства и предусматривать в соответствующих бюджетах выделение на поддержку малого предпринимательства средств в размере не менее 0,5% от годовых доходов бюджетов.

В целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, создаются соответствующие государственные и муниципальные органы, являющиеся некоммерческими организациями.

Финансовое обеспечение федеральной политики государственной поддержки малого предпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, создание которого Правительство РФ предусмотрело Федеральным законом РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Основными направлениями деятельности Фонда являются:

− Участие в разработке, проведение экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка и создания новых мест.

− Осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых технологий и изобретений.

− Содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по развитию малого предпринимательства и созданию конкурентной среды.

− Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства.

Заключение:

Без совершенствования налоговой системы, без целенаправленной жёсткой налоговой политики современное государство не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности.

Перед экономистами стоит ещё множество проблем, от решения которых зависит экономический рост страны в целом, повышение благосостояния каждого конкретного человека.

История учит тому, что ни одна из налоговых систем не может считаться идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система требует постоянного совершенствования.

Как пишет А. Порки: "История государств есть постоянный процесс замены неэффективных налогов и устаревающих налоговых процедур более современными" .

Можно сказать, что история развития государств – это и есть история развития налогообложения через принятие всё более совершенных налоговых законов.

Сегодня налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали, играя качественно новую роль – они становятся одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами, поэтому государство должно совершенствовать систему налогообложения, законодательно устанавливая только прогрессивные, антидискриминационные налоги.

За прошедшие 10 лет малое предпринимательство постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты.

Субъекты малого предпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений, важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малое предпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка. Государством неоднократно применялись меры для развития малого бизнеса. Это отражается в ходе в 1995г. ФЗ "О государственной поддержке предпринимательства РФ" и в 1996г. Закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малых предприятий". Данные законы не проявили себя в данной мере и их обеспечили решения задач наиболее полного учета объектов обложения индивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Очередным шагом для дальнейшего развития данного сектора рынка, а также логичным продолжением упрощенной системы налогообложения являются главы 26.2-26.3 Налогового кодекса РФ.

1. Глава 26.3 Налогового кодекса РФ является очередным шагом для снижения налогового бремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также для увеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды от налогоплательщиков.

2. Законодательным, исполнительными органами власти субъектов РФ предоставлены полномочия по его установлению и введению в действие нормативно-правовыми актами в соответствии с налоговым кодексом на своих территориях. К началу 2003 г. законодательные фонды 70 субъектов РФ ввели на своих территориях единый налог на вмененный доход.

3. Роль единого налога является знаковой по многим параметрам. Проведенный анализ деятельности индивидуальных предпринимателей занимающихся розничной торговлей позволяет сделать вывод о том, что для налогоплательщика переход на уплату единого налога на вмененный доход окажется выгодным. Во первых, сократилась сумма отчислений по сравнению с ранее применяемой упрощенной системой налогообложения кроме того переход на единый налог на вмененный доход упростил ведение бухгалтерского учета.

С введением специальных налоговых режимов для малого бизнеса предприятия и предприниматели попадают в более современную и здоровую правовую среду, что в свою очередь должно исключить серьезные и налоговые нарушения.

Специальные налоговые режимы не всегда зависят от реального объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать и в меньшей степени зависит от произвола чиновников и контролеров. Они позволяют упразднить малоэффективную работу налоговых органов по выездной и камеральной проверкам самой многочисленной группы налогоплательщиков по количеству и не столь значащей по объемам уплаченным налогов и сосредоточить усилия на других направлениях работ, и в частности проверке крупных и средних плательщиков.

Похожие работы на данную тему