Дипломная по теме: Сензитивный период в развитии речи: сущность, диагностика и возможности использования.

Название работы: Сензитивный период в развитии речи: сущность, диагностика и возможности использования.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

58 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1. РЕЧЬ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.6

1.1.Современные исследования развития речи.6

1.2.Речь, ее функции и виды.10

1.3.Сензитивный период в развитии речи.17

1.4.Развитие речи у детей раннего возраста.22

1.5. Роль взрослых в развитии речи детей 1-3 лет.27

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.35

2.1. Цель гипотеза и задачи исследования.35

2.2. Констатирующий эксперимент.36

2.3.Результаты исследования.40

2.4. Практическая работа по речевому развитию детей.43

2.5. Результаты контрольного эксперимента.49

2.6. Рекомендации по дальнейшему формированию речи детей.51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.53

ГЛОССАРИЙ.55

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.57

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Выдержка:

Введение:

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речевой деятельности ребенка. Это обуславливает важность изучения особенностей речи в рамках дошкольного детства. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности и особенностей овладения родным языком приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает полноценному личностному развитию

Существенное снижение показателей речевого развития современных дошкольников, значительный процент детей младшего школьного возраста, испытывающих затруднения при овладении чтением и письмом, делают необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной нами темы исследования.

Освоение родного языка является для ребенка сложнейшим процессом. Успешность его зависит и от физиологических, и от социальных факторов. К первым относится необходимость здоровой нервной системы, ко вторым - целенаправленное развивающее общение с взрослым.

Особый интерес с психолого-педагогической точки зрения представляет собой исследование проблемы речевого развития детей в раннем возрасте, от одного года до трех лет. По данным, которыми в настоящее время располагает психологическая наука, этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Ранний возраст – это сензитивный период развития речи, т.е. период, когда определенные обучающие воздействия оказывают наибольшее влияние на ход психического развития.

Глава 2:

В возрасте 2-3 лет ребенок начинает внимательно и с явным интересом прислушиваться к тому, как и что говорят взрослые. Их речь в связи с этим должна быть понятна для детей, разнообразна. Воспитателю необходимо совершенствовать свою речь: развивать чувство стиля, синонимическое богатство, артикуляцию и др.

Также мы обратили внимание, что дети нерусской национальности хорошо осваивают речевую культуру русского языка. В раннем возрасте можно одновременно усваивать два языка: родной и неродной. Оба языка должны преподаваться с помощью одних и тех же методов. Важно, чтобы на разных языках последовательно, не переходя от одного языка к другому, с ребенком постоянно говорили определенные люди в разных ситуациях. В этом случае не возникнет, или будет довольно скоро и успешно преодолено явление языковой дифференциации.

Воспитателям следует уделить больше внимания методике развития интонационной стороны детской речи, формированию их фонетического и фонематического слуха. Эта задача очень важная, так как ее решение тесно связано с эстетическим воспитанием, формированием художественно-речевой деятельности.

Особую роль в формировании речевой культуры играет общение детей раннего возраста со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Воспитателям следует проводить особую работу с родителями, обучать их методике проведения дидактических игр, связанных с речевым развитием. Надо рекомендовать родителям устроить книжный уголок в комнате ребенка, где поместить яркие книжки для малышей, открытки, рисунки ребенка. Рекомендовать родителям больше читать детям, причем не только сказки, но и стихи, прозу. Некоторым родителям было предложено в дальнейшем показать ребенка логопеду.

Заключение:

Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве родного языка. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребенка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребенок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путем индивидуального практического опыта, но и путем усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Итак, речь имеет прямое отношение к познавательному развитию: с ее помощью ребенку сообщаются определенные знания, передаются умения и навыки. Как считают психологи, ребенок присваивает общественно-исторический опыт человечества, "застывший" в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры. Речь не только служит познанию, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления.

Целью данной работы являлось изучение сензитивного периода в развитии речи. Анализ психолого-педагогической литературы, а также проведённое экспериментальное исследование позволили сделать вывод о том, что:

1. Сензитивные периоды - это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.

2. На третьем году жизни ребенка начинается сензитивный период, благоприятный для развития речи. И это время нельзя упустить. Необходимо особое внимание уделять развитию активного словаря, т. е. побуждать ребенка выражать свои мысли словами. Прежде всего следует продолжать развивать способность понимать речь окружающих, расширять ориентировку ребенка в окружающем, воспитывать внимание и интерес к явлениям природы и разнообразным предметам, учить находить их изображения на картинках и обозначать словом. Это способствует формированию первичных представлений об окружающем, установлению простейших связей между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо активизировать словарь ребенка, для чего следует учить его повторять названия предметов, их изображений на картинках, действий и качеств, а также назначения предметов.

Похожие работы на данную тему