Введение:
Состояние семейного воспитания тесно связано с общественными процессами. Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственным образом затрагивают сферу образования на всех ее уровнях. Изменяющиеся социально-экономические условия развития нашей страны актуализируют роль воспитательного потенциала семьи в развитии познавательной активности личности. Сегодня, когда проблема гуманизации образования стала первостепенной и ее разрабатывают в рамках различных научных школ (Е. В. Бондаревская, И. А. Зимняя, В.А. Петровский, В. А. Сластенин и др.), развитие познавательной активности личности обретает новый смысл как непременное условие ее полноценной самореализации в жизни общества.
Если обратиться к этапу школьного обучения, то видно, что учителя сталкиваются с таким явлением, как отсутствие интереса к учебе, пассивность учеников, низкая познавательная активность детей, на что указывают такие известные педагоги, как Амонашвили Ш.А., Давыдов В.В., Занков Л.В., Маркова А.К., Буре Р.С. Следовательно, корни проблемы следует искать в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для развития познавательной активности.
В дошкольном возрасте ребенок большую часть времени проводит в семье, что еще раз подтверждает необходимость использования воспитательного потенциала семьи, как одного из самых важных социальных институтов. Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги всех времен и народов единодушны во мнении, что в жизни ребенка – дом именно семье принадлежит особая роль в становлении его личности. Познавательное развитие осуществляется под воздействием окружающих людей, и в первую очередь родителей и близких родственников. Невнимание и равнодушие семьи могут ослабить положительные тенденции в познавательном развитии, и даже свести их к нулю. Развивать имеющиеся познавательные предпочтения детей может в первую очередь, семья.
С 1990 г. в нашей стране вступила в силу Конвенция о правах ребенка. Она рассматривает развитие как всесторонний процесс и, подчеркивая роль родителей, признает необходимость оказания им поддержки путем создания соответствующих учреждений.
Благородные идеи Конвенции о правах ребенка регулируются законом РФ "об образовании" и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 1995 г. но этого, к сожалению, в настоящее время недостаточно. Проведенные в 90-х гг. реформы российского общества оказали на семью неоднозначное воздействие и привели к глубоким изменениям ее жизнедеятельности, которые зачастую снижают воспитательный потенциал семьи. Недооценка структурами власти значения поддержки семьи; падение уровня жизни по стране в целом; изменение материального положения в семье; неподготовленность значительной части педагогов к многоцелевой деятельности, позволяющей мобилизовать личностные ресурсы ребенка и семьи; непонимание родителями важности влияния социума и образовательных учреждений на воспитание детей и т.д. все это представляет определенные трудности. Общество предъявляет требования к воспитанию творческих личностей, способных формулировать и претворять в жизнь новые конструктивные идеи. Основное противоречие между запросом общества и реальным положением дел в том, что с одной стороны, приоритет личностно -ориентированной модели, построенной на основе развивающегося взаимодействия в системе "взрослый – ребенок", очевиден и находит отражение в работе педагогов на всех уровнях обучения и воспитания детей. С другой стороны, такая модель принесет максимальную пользу и даст положительные результаты в том случае, если будет применяться не только на занятиях, но и в условиях повседневной жизни, в которых стремление родителей передать детям большой объем знаний часто разрешается авторитарными методами. Однако даже значительный объем знаний не может гарантировать ребенку любознательность, познавательную активность, радость и желание самостоятельно добывать знания.
Глава 2:
• Придумывание (или выписывание из книг) и разучивание с ребенком небольших стихотворений, считалок, загадок математического содержания (см. приложения).
Лучшее задание, загадки, шутки предполагалось использовать в итоговой математической игре – КВН, проведенной совместными командами детей и родителей.
Другим стимулом для родителей было предложение создания традиции - помощь родителей и детей выпускной группы воспитавшему их детскому саду. Предлагалось создавать развивающие игры для детей разных возрастов.
По началу это задание было встречено родителями без особого энтузиазма. Но когда в группу были принесены первые сделанные игры, остальные дети помогли включиться родителям в работу. Совместная деятельность детей и родителей принесла им, судя по отзывам, обоюдное удовлетворение; больше сплотила не только родителей и детей, но и родителей с воспитателями. Дети радостно представляли игры, сделанные в семье, другим детям; рассказывали о правилах игры и вместе обыгрывали их. Причем, дети сразу делили игры на сложные и интересные, и совсем простые (игры для более младших по возрасту детей). Простые игры, после рассмотрения и опробования, откладывались в сторону. Более сложные игры («Составь квадрат», «Собери листик», «Танграм» и др.) вызывали более устойчивый интерес. Большое внимание привлекли также собранные и разработанные родителями лабиринты и задания на внимательность и смекалку.
Заключительным этапом работы по формированию познавательной активности детей явилась проведение итоговой игры «Математический КВН», где принимали участи сборные команды родителей и детей (план-конспект КВНа и фотографии см. в приложении).
Игра прошла на высоком эмоциональном уровне. И дети, и родители быстро включились в деятельность, активно выполняли задание, поддерживали и ободряли друг друга. КВН не только доставил участникам радость познания, но и сплотил их в единую семью. Математические задания перемежались со стихами, загадками, шутками, математическими физкультминутками и спортивными конкурсами.
Заключение:
Для развития познавательной активности детей необходима система познавательной деятельности, постепенное усложнение познавательных задач, использование специальных методов (проблемных вопросов, проблемных ситуаций, задач исследовательского характера).
Организатором самостоятельной познавательной деятельности детей должны стать взрослые.
Организованная познавательная деятельность характерна при освоении детьми причинно-следственных и логических связей и отношений между предметами и явлениями. При этом необходим постепенный переход от усвоения однозначных отношений и связей к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных явлений и фактов и к усвоению все более сложных связей.
Организация системы познавательной деятельности детей ведет к появлению и развитию познавательного интереса, который проявляется в активном включении детей в познавательную деятельность (занятие, наблюдение, беседу и т.п.), в появлении повышенного внимания, сосредоточения, в самостоятельных вопросах и решении познавательных задач. В тоже время познавательный интерес также проходит путь развития от появления простой эмоциональной отзывчивости и выделения внимания к выявлению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и попытке их решить.
Познавательная активность тесно связана с познавательной деятельностью, она взаимодействует с такими качествами, как самостоятельность, познавательный интерес, под влиянием которых она сама развивается и в то же время способствует развитию этих качеств.
Познавательная самостоятельность характеризуется способностью самостоятельно добывать новые знания из различных источников, умением использовать приобретенные знания для дальнейшего самообразования, а также применять их в практической деятельности.
Проявление творческой способности детей – то есть готовности и способности к самостоятельному мышлению в противоположность подражанию, копированию, деятельности по образцу – должно всячески приветствоваться взрослыми. Познавательную самостоятельность детей, творчество следует формировать.
Основной путь формирования и развития познавательной активности детей – система учебно-познавательной деятельности, в которую включается познавательная деятельность детей на занятиях; развивающая познавательная среда, окружающая ребенка; направленное познавательное общение детей со взрослыми и положительный эмоциональный микроклимат.
Общая закономерность развития познавательной активности детей – напряжение интеллектуальных сил ребенка, которое вызывается, главным образом, постановкой проблемных вопросов и проблемных познавательных задач, созданием проблемных ситуаций. Напряжение вызывается столкновением с трудностью в понимании, осмыслении нового, самостоятельным преодолением этого затруднения. Познавательная активность должна иметь определенную базу знаний и развиваться в условиях правильно организованной развивающей среды.
Для стимулирования познавательной активности детей необходимо пересмотреть субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. Ребенок должен стать субъектом познавательной деятельности, а взрослые – ее организаторами.
Важнейшим психолого-педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей, является эмоциональная атмосфера, которая сопровождает познавательную деятельность. Эта эмоциональная атмосфера должна стать объектом специального внимания взрослых, так как психологический климат определяется, прежде всего, самим отношением взрослого к совместной с ребенком или к самостоятельной детской деятельности, а также к самому ребенку и к результатам его деятельности.
Проведенная система работы подтверждает основные принципы деятельности по формированию и развитию познавательной активности ребенка в семье:
• Построение личностно-ориентированной модели общения, гуманистический подход к ребенку, установление положительного эмоционального микроклимата в семье;
• Педагогизация окружающей среды;