Дипломная по теме: Оценка состояния сферы занятости населения

Название работы: Оценка состояния сферы занятости населения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Эктеория

Страниц:

113 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1 Содержание политики занятости 7

1.1 Занятость, сущность, этапы реформирования и виды 7

1.2 Управление занятостью населения и государственная политика в этой области 28

1.3 Правовые аспекты государственной политики занятости 39

Глава 2 Оценка состояния сферы занятости населения на примере Барышского района

46

2.1 Демографические аспекты занятости 146

2.2 Спрос и предложение рабочей силы 57

2.3 Оценка занятости населения 65

Глава 3 Пути совершенствования политики занятости населения 84

3.1 Комплексная оценка эффективности мероприятий активной политики занятости

96

3.2 Совершенствование региональных программ обеспечения занятости населения

101

Заключение 105

Список использованных источников 107

Приложение А 110

Выдержка:

Введение:

Переход к рыночным отношениям вопреки первоначальным прогнозам экономистов-реформаторов привел к значительному спаду промышленного производства и, как результат, снижению уровня занятости персонала на большинстве предприятий страны, то есть занятость населения имеет не только общенациональную сторону, но и производственную, поскольку отражает экономические и правовые условия, в которых осуществляется труд - непременный и важнейший фактор всякого производства. Именно эффективная занятость - свидетельство процветания экономики и предпосылка благосостояния населения.

Главной целью современной политики занятости становится повышение трудового потенциала страны путем выявления неиспользованных способностей людей.

Курс на мобилизацию всех человеческих потенций общества, на устранение всех препятствий к участию в экономической жизни, в том числе и в нестандартных формах (частная, временная занятость, паломничество), требует значительного улучшения общеобразовательной и квалифицированной подготовки, превращения обучения в постоянный процесс.

«Естественное» состояние рынка труда в переходной экономике предопределяет проводимую политику занятости, служит общим «фоном» ее эволюции на различных уровнях управления. Политика занятости варьируется в зависимости от особенностей социально-экономического и политического устройства той или иной культурной традиции, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

Информационной базой работы являются труды учёных, таким образом, в современной ситуации по-новому встают проблемы труда и занятости, что делает тематику данной работы актуальной. Это несоответствие спроса и предложения рабочей силы в территориальном и профессионально-квалификационном аспектах, наличие вакансий с низким уровнем оплаты труда, отсутствие прогнозирования потребностей рынка в кадрах тех или иных профессий и специальностей, молодежная безработица.

Как и прежде, это несовершенство действующего законодательства. Большинство положений закона о занятости направлено на регулирование отношении службы занятости с безработными гражданами, и этот закон, по идее надо называть закон о безработице.

В то же время крайне схематично в общих фразах отражены основные направления государственной политики содействия занятости населения. Отсутствует механизм координации политики занятости на федеральном уровне. А на региональных уровнях ввиду дефицита бюджетов это сделать очень сложно.

К примеру, ввели Налоговый кодекс, работодатели потеряли интерес к приёму на работу инвалидов. Много рабочих мест, где традиционно использовался труд инвалидов, просто ликвидированы. Ввести налоговые льготы на региональном уровне очень проблематично из-за дефицита областного бюджета. Не просматривается единая государственная политика по содействию занятости населения и в развитии производств на территориях с высоким уровнем безработицы. У любого государства есть рычаги, способные повысить заинтересованность работодателей в создании рабочих мест там, где имеется избыток рабочих рук.

Глава 3:

В сферу деятельности Государственного учреждения центра занятости населения Барышского района по социальной защите граждан от безработицы входит работа с населением Барышского района, что составляет 18441 человек в 23 сельских администрациях.

В соответствии с программой занятости и социальной защиты от безработицы 1781 человек получили профориентационные услуги всех видов. Профессиональная информация о состоянии местного и регионального рынка труда получили 1296 граждан, из них 501 – учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ города и района, выпускники ПУ г. Барыша. Консультации проводились на базе Центра занятости с использованием видеоматериалов и на базе учебных заведений. По заказу администрации средней школы № 1 была проведена лекция на общем школьном родительском собрании с целью обсуждения проблемы осознанности в выборе профессии учащимися старших классов с учетом состояния рынка труда. Итогом лекции стала индивидуальная работа с учащимися по выявлению профессиональных важных качеств, определение сферы профессиональных интересов тестируемых. 27 учащихся 8-10-ых классов городских школ и одна ученица 11-ого класса из р.п. СТ. Тимошкино прошли тестирование по блоку тестов «Школа» и выборочно тесты из блока АРМ психолога. Работа в этом направлении будет продолжена и в новом учебном году. На базе ПУ № 12 и ПУ № 19 г. Барыша были проведены встречи с выпускниками из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В беседах выявились профессиональные планы учащихся, обсуждались приемы поиска работы, требования работодателя к хорошему работнику, проводились положительные примеры трудоустройства бывших выпускников училищ; все это призвано повысить мотивацию к трудоустройству молодых граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Эту же цель преследовал инспектор-профконсультант, участвуя в открытом мероприятии, проводимом педагогами ПУ № 19 г. Барыша «Наркомания и ты» для всех учащихся училища с приглашением всех заинтересованных служб: РОВД, поликлиники, Центр занятости, ГОРОНО. За 2004 год консультация специалистов центра занятости получили 24 безработных из числа детей сирот. 5 из них приобрели навыки поиска работы в «Клубе ищущих работу» и курсах «Новый старт».

Изыскание вариантов трудоустройства этой категории безработных занимаются все консультанты Центра занятости, но дефицит походящих вакансий затрудняет трудоустройства в данной категории безработных. За 2004 год пять человек из числа детей сирот признаны занятыми: один человек трудоустроен частным предпринимателем; один человек переехал за пределы области и там трудоустроился; один человек был призван в ряды ВС РФ; один человек направлен на профобучение с целью получения второй профессии, по окончанию обучения был трудоустроен в МУП «Барышское коммунальное хозяйство»; один человек пожелал продолжить профессиональное обучение по очной форме обучения в г. Ульяновске. Продолжалось профориентационная работа с выпускниками учебных заведений города и района. 16 выпускников были направлены в 2004 году на профобучение по профессии: сварщик – 3 человека, парикмахер – 4 человека, продавец – 6 человек, бухгалтер – 3 человека. Из них выпускников 9-ых, 11-ых классов – 8 человек, выпускников ПУ – 8 человек. Всего же на обучение было направлено 100 безработных. Из них молодежь – 72 человека, 11 из них – несовершеннолетних. Закончили профобучение 100 человек, из них освоили вторую профессию – 47 человек, получили профессиональную подготовку – 6 человек, прошли переподготовку – 25 человек. На местной учебной базе (ПУ №12, ПУ №19) обучались 74 человека по специальности: повар, водитель, сварщик, парикмахер, продавец. На базе НП УИЦ «Бинк» 25 человек по специальности бухгалтер. Все направленные на обучение безработные прошли процедуру тестирования, беседу по поводу мотивации к обучению, к трудоустройству после получения рабочий профессии. Осуществлялся промежуточный контроль учебного процесса. Представитель службы занятости присутствовал на выпускных экзаменах учебной группы. За 2004 год услуги профконсультанта получили 87 инвалидов. Для граждан, имеющих ограничение в выполнении большинства видов работ, были составлены рекомендации по активному поиску посильного вида деятельности. Продолжается анкетирование инвалидов с целью выяснения мотивации обращения в службу занятости. Возобновлялась работа по консультированию граждан, желающих организовать предпринимательскую деятельность.

Заключение:

Переход к рыночной экономике определяет необходимость нового подхода к проблемам занятости, обусловленного возникновением новых трудовых отношений и появлением безработицы.

Осуществляемая структурная перестройка экономики, изменения инвестиционной финансово-кредитной политики, реорганизация и ликвидация неэффективных, убыточных предприятий, включение механизма банкротства, привели к нарастанию масштабов высвобождения работников, появлению определенного контингента населения, ищущего работу и нуждающегося при этом в социальной поддержке со стороны государства.

Все эти процессы обуславливают непредсказуемость характера изменения ситуации в области занятости.

В Барышском районе, как и в целом по России проявляются классические проблемы занятости, характерные для стран с рыночной экономикой:

- расширяющийся негосударственный сектор экономики создает возможности для выбора альтернативных форм занятости, однако порождает и психологические проблемы, связанные с повышенным риском деятельности в негосударственных структурах, их новизной и частой необходимостью кардинальной смены профессий; хотя в сфере частного предпринимательства, малого бизнеса, фермерства интенсивно увеличивается число новых рабочих мест, это пока еще не компенсирует сокращения занятости на предприятиях «традиционного типа»;

- сохраняется несоответствие между профессиональным составом лиц, ищущих работу и структурой имеющихся рабочих мест;

- более жесткой и избирательной становится позиция работодателей при найме на работу: все чаще их не удовлетворяет уровень квалификации работников, предлагающих свои услуги;

- обостряется проблема «частичной» безработицы, при которой работники вынужденно заняты неполное рабочее время;

- уменьшаются возможности трудоустройства молодежи и граждан старшего возраста, прежде всего тех, кто не имеет специальности или обладает профессией, не пользующейся спросом;

Трудно подобрать работу инвалидам, особенно тем, кому необходимы специально оснащенные рабочие места.

Говоря о безработице, нельзя не видеть того, что обрушившаяся на Россию безработица принципиально отличается от безработицы капиталистических стран и не укладывается в рамки ни классической, ни кейсианской концепций. Западная безработица сопровождается снижением цен и гасит инфляцию, наша совмещается с ростом цен и раскручиванием спирали инфляции. На Западе спад производства вызывает соответствующие высвобождения работников, у нас значительный и продолжительный производственный спад не сопровождается соответствующим высвобождением и высоким уровнем безработицы. В развитых странах безработица выступает как мощный импульс роста продуктивности труда занятых работников, наша, наоборот, усиливает снижение производительности труда занятых.

Похожие работы на данную тему