Введение:
Деятельность современного предприятия характеризуется потоком денеж-ных средств. Любое управленческое решение влияет на этот поток в лучшую или в худшую сторону. Эти решения всегда являются оптимизационными, то есть всегда существует лучшее решение с точки зрения цели работы предпри-ятия. Деятельность различных предприятий направлена на разные цели. Однако в условиях рыночной экономики целью работы всегда является получение при-были, поэтому в данной работе в качестве целевой функции выступает при-быль.
По некоторым оценкам, коммерческие фирмы теряют от неоптимальности принятия управленческих решений зачастую больше, чем от налогообложения и иных прямых потерь. Как установить цену на реализуемые товары (работы, услуги), чтобы прибыль при этом была максимальной? Слишком высокая цена приведет к уменьшению объемов реализации и, соответственно, к уменьшению прибыли. Слишком же низкая цена, несмотря на большие объемы реализации, не позволяет окупить расходы. Между этими двумя крайними случаями и нахо-дится оптимальная цена, при которой прибыль, получаемая фирмой от реализа-ции данной продукции (работ, услуг), будет максимальной.
Через какое время необходимо менять оборудование? Слишком часто это делать невыгодно. Однако и затягивать с заменой оборудования нельзя, по-скольку возрастающие расходы на ремонт и связанные с ним простои приведут к увеличению среднегодовых затрат. Существует оптимальный срок эксплуата-ции оборудования, при котором среднегодовые расходы фирмы будут мини-мальными.
Таким образом, любое управленческое решение (будь то решение о коли-честве приобретаемого товара, или решение о назначении цены на реализуемый товар, или решение о подаче рекламы в газету и т.д.) будет влиять на прибыль в большую или меньшую сторону. Эти решения являются оптимизационными, то есть всегда существует лучшее решение из ряда возможных. Представим себе, что все управленческие решения принимаются наилучшим образом. То есть, все параметры, на которые может влиять фирма, являются оптимальными. То-гда фирма будет получать максимальную прибыль (больше получить при дан-ных условиях невозможно).
Целью данной дипломной работы является анализ прибыли предприятия, ее распределения, использования и пути роста на примере Государственного предприятия «Ижавиа», выполненное на основе финансово-экономического анализа деятельности в течение 2001-2003 гг.
В соответствии с поставленной целью основными задачами работы явля-ются::
обобщение теоретических взглядов на роль и значение прибыли в совре-менных условиях хозяйствования, а также анализа финансовых результа-тов деятельности предприятия;
изложение методических основ анализа прибыли и резервов ее повыше-ния.
факторный анализ затрат ГП «Ижавиа» и распределения прибыли на пред-приятии;
Методологической и теоретической основой исследования послужили тру-ды отечественных и зарубежных экономистов, нормативно-правовые докумен-ты и анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
Настоящее исследование базируется на теоретических положениях, науч-ных принципах в области анализа финансовых процессов. Для решения задач, рассматриваемых в работе, использованы классификации, статистические группировки, логический, сравнительный анализ и другие методы.
Прибыльность деятельности любого торгового предприятия определяет его функционирование независимо от экономической политики государства. Прибыль как экономическая категория получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием кон-куренции, свободного ценообразования, частной собственности на капитал и др. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления лю-бой предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает рост благо-состояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. На-емные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспек-тива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уров-ней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Таким образом, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, прибыль является одним из важнейших показателей оценки эф-фективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Глава 3:
Рыночные преобразования, идущие в нашей стране, заставляют российские авиакомпании повышать эффективность использования материальных ресурсов и персонала. Успешно работать завтра сможет только авиакомпания, которая будет в наибольшей степени соответствовать требованиям рыночной экономи-ки. Среди которых можно выделить ряд основных:
предприятие является организованным выражением жизнеспособного про-екта в условиях рынка - как правило, подвержено конкуренции и находит-ся в движении;
выживаемость предприятия обеспечивается минимальной рентабельно-стью вложенных капиталов;
для финансового развития необходимы помощь инвесторов и их способ-ность мобилизовать новые капиталы.
Надежность проводимой стратегии, взаимоувязка проектов, качество ме-неджмента, а также рациональное управление являются основными критериями оценки состояния рынка.
Применение этих положений к реальной ситуации, сложившейся на рынке авиаперевозок России, требует рассмотрения основных проблем: создания ор-ганизационных структур, соответствующих рыночным требованиям; привати-зации воздушного транспорта; соответствующей организационной и финансо-вой поддержки.
Для авиакомпаний, как и для любого предприятия, определение плана ра-боты, выявление соотношения "продукт-рынок", на которые они рассчитывают, чтобы обеспечить свое выживание и развитие, являются основанием для воз-действия на структуры и персонал. Успех отдельных авиакомпаний в 90-е годы не стоит связывать со стремлением охватить весь рынок. В США региональные авиакомпании выстояли в условиях кризиса и сохранили свои доходы, в то время как крупные авиакомпании терпели убытки.
Пользуясь классификацией журнала "Экономист", все авиакомпании мож-но разделить на два типа:
первый тип - авиакомпании проявляют гибкость, у них низкие эксплуата-ционные расходы, они не боятся нововведений и практикуют агрессивный маркетинг;
второй тип - авиакомпании, которые постепенно сходят со сцены, более консервативны в своем поведении в надежде, что трудности их пройдут по мере восстановления рынка.
Структура и организация авиационной компании отвечает общим характе-ристикам, присущим современному воздушному транспорту: наличие эффек-тивной системы предварительных заказов; создание информационной системы управления, способной в реальное время выполнить различные воздушные, аэ-родромные и технические операции; проведение динамичной коммерческой политики в целях оптимизации пассажировместимости, т.е. результативный менеджмент; возможность применения быстрых решений благодаря гибкой, легкоадаптирующейся организации; обеспечение хотя бы частичного контроля за выпуском перевозочной документации, с тем чтобы гарантировать свою коммерческую независимость; расширение количества услуг с помощью ком-мерческих и технических соглашений; обеспечение гибкости структур в целях постоянного приспособления к условиям рынка.
Построение организационной структуры авиакомпании должно отвечать не только требованиям высокой экономической эффективности, но также и оп-ределенным социальным требованиям (удовлетворение спроса на авиаперевоз-ки, культура обслуживания, социальный климат). В этих областях ведущие за-рубежные авиакомпании, по сравнению с российскими, достигли более высо-ких показателей.
В последние годы мировой воздушный транспорт претерпевает быстрые и глубокие изменения, которые легли в основу теоретического обобщения и вы-работки закономерностей развития мировой системы воздушных сообщений. Одним из направлений такой работы является создание теории роста авиаком-паний, стадии которого, в значительной мере формируют облик воздушного транспорта как системы и, прежде всего, в сфере авиатранспортной политики.
Организационные структуры авиакомпаний во многом определяются при формировании стратегических целей. Выбор стратегии развития начинается с формулировки авиакомпаниями стратегических целей.
Заключение:
Анализируя то, как были решены задачи, поставленные перед выполнени-ем работы, можно сделать следующие выводы.
Прибыль, представляя важнейший экономический показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия, является не только источником фи-нансирования производства, но средством удовлетворения потребностей всех слоев общества. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом в лице государства, так и интересы хозяйствующих субъектов, акционе-ров, отдельных работников предприятия
Расчет показателей балансовой прибыли и прибыли, подлежащей налого-обложению, содержит в финансовой политике нашей страны много противоре-чий. В частности эти противоречия проявляются в самом определении понятия “прибыль”, поскольку прибыль отражаемая в финансовой отчетности и налого-облагаемая прибыль не связаны с ее основной задачей, которую решают произ-водители в процессе выполнения своей деятельности.
Несмотря на то что, на величину прибыли влияют различные факторы, ка-сающиеся как общеэкономических процессов, так и процессов происходящих в деятельности самого предприятия, прибыль является управляемым параметром. Эффективность этого управления зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Эта зависи-мость проявляется, во-первых, в правильности выбора производственной на-правленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, поль-зующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, в создании конкуренто-способных условий для продажи продукции и оказания услуг (цена, сроки по-ставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание); в-третьих, в объеме производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, в ассортименте продукции и снижения издержек производства. Управлять прибылью можно на всех стадиях производственного цикла, начиная от закупок сырья и материалов, и кончая сбытом продукции.
Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В пер-вую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением опера-ционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства услуг предприятия.
От руководителя требуется прежде всего умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации авиаперевозок, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каж-дом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, пер-вый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.
При неизменных экономических условиях легче было планировать и про-рабатывать программу. Все функции по реализации программы перекладыва-лись на предприятия. Однако многое меняется и предприятие находится в ди-намических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, не-обходимо создавать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Глав-ный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.
Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма ор-ганизационно-экономического воздействия по результатам работы предпри-ятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску ком-плекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов пред-приятий перейти к регулируемым доходам. В то же время , недостаточно обес-печить только прибыльность предприятия.