Введение:
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эф-фективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на ос-нове внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринима-тельства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяй-ственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются страте-гия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельно-сти предприятия, его подразделений и работников.
Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окру-жающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изу-чение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций явля-ется изучение характера действия экономических законов, установление зако-номерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнени-ем планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономи-ки, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, разработка меро-приятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.
Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, а также учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки ус-ловий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гиб-ким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использование средств предпри-ятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основными факто-рами, определяющими финансовое состояния предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, ско-рость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетво-рять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализ финансового состояния пред-приятия входит анализ бухгалтерского баланса, пассив и актив, их взаимосвязь и структура; анализ использование капитала и оценка финансовой устойчиво-сти; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.
Глава 5:
Что касается полей А4; А7 и А8, то продолжительное нахождение в них будет способствовать дальнейшему углублению кризисного состояния пред-приятия (особенно в поле А7), так как в этом случае его экономическое разви-тие будет сопровождаться дальнейшим возрастанием удельного веса заемного капитала, а соответственно и снижением финансовой устойчивости.
Существует еще ряд моделей финансовой стабилизации, основанных на неравенстве ДПп > ДПо. В частности, эта модель используется при консерва-тивном подходе к финансированию совокупных активов предприятия.
Механизм использования моделей финансового равновесия, направленный на восстановление финансовой устойчивости предприятия в условиях его кри-зисного развития, связан с увеличением объема положительного денежного по-тока при сокращении объема потребления дополнительных финансовых ресур-сов (т.е. со снижением инвестиционной активности).
Увеличение объема положительного денежного потока в предстоящем пе-риоде достигается за счет следующих основных мероприятий:
а) роста суммы чистого дохода предприятия за счет проведения эффектив-ной ценовой политики;
б) осуществления эффективной налоговой политики, направленной на воз-растание суммы чистой прибыли предприятия;
в) осуществления дивидендной политики, адекватной развитию предпри-ятия, с целью увеличения суммы чистой прибыли, направляемой на производ-ственное развитие;
г) осуществления ускоренной амортизации активной части основных про-изводственных фондов с целью увеличения размера формируемого амортиза-ционного фонда;
д) своевременной реализации выбывающего в связи с износом или неис-пользуемого имущества;
е) осуществления эффективной эмиссионной политики при увеличении суммы собственного капитала за счет дополнительного выпуска акций и дру-гие.
Снижение объема потребления инвестиционных ресурсов в предстоящем периоде достигается за счет следующих основных мероприятий:
а) отказа от начала реализации реальных инвестиционных проектов, не обеспечивающих быстрый возвратный чистый денежный поток (т.е. с высоким периодом реализации и окупаемости);
б) привлечения к использованию необходимых видов основных производ-ственных фондов и нематериальных активов на условиях лизинга или селенга;
в) временного прекращения формирования портфеля долгосрочных фи-нансовых вложений за счет приобретения новых фондовых и денежных инст-рументов;
г) снижения норматива оборотных активов за счет ускорения их оборота и другие.
Цель этого этапа финансовой стабилизации считается достигнутой, если предприятие вышло на целевые показатели финансовой структуры капитала, обеспечивающие его высокую финансовую устойчивость.
Заключение:
Выполненные проработки позволяют сформулировать основные концепту-альные положения для формирования энергетической политики в развитии те-плоснабжающих систем в Уральском регионе:
- концепция развития теплового хозяйства в дальнейшем должна разраба¬тываться на базе промышленно - жилых агломераций, объединяющих живу¬щих в них людей для решения общих (для агломераций) социальных и на¬роднохозяйственных задач с соответствующей разработкой методического ап-парата и расчетного инструментария;
- она должна учитывать основные стратегические направления развития энергетики республики в целом и восточных регионов особенно;
- обеспечение надежности теплоснабжения на современном этапе возмож-но только путем ограничения развития крупных систем теплоснабжения с кон-центрированными энергоисточниками;
- снижение экологической напряженности в крупных городах возможно путем сокращения наращивания энергетических мощностей на угольных ТЭЦ с существующим оборудованием или переводом их работы на газ:
- покрытие потребностей в электроэнергии желательно осуществлять за счет строительства новых промышленно-отопительных ТЭЦ в малых и средних городах и проведения незамедлительной реконструк¬ции (или модернизации) действующих ТЭЦ с учетом экологических ограничений;
- добиваться повсеместного вовлечения в сферу теплоснабжения природ-ного газа рентабельных (а в некоторых случаях и нерентабельных) нефтегазо-вых месторождений при максимальной эффективности его использования и, в первую очередь, для мелких потребителей, с целью уменьшения количества не-экономичных (по расходу топлива) угольных установок и котельных):
- использовать природный газ для комбинированной выработки электро¬энергии и тепла в ГТУ с котлами-утилизаторами и ПГУ ТЭЦ, а также на суще-ствующих ТЭЦ в экономически напряженных районах;
- расширить целенаправленное строительство крупных отопительных газо-вых и угольных котельных (с соответствующими системами очистки дымовых газов), препятствуя тем самым строительству ведомственных мелких промыш-ленных и отопительных котельных;
- в районах дефицитных по электроэнергии, оценить эффективность строи-тельства ПГУ ТЭЦ с внутрицикловой газификацией твердого топлива. Исходя из предложений основных концептуальных положений, в дальней¬шем должны быть разработаны сценарии развития теплоснабжения конкретно для каждой агломерации. Деление краев и областей на агломерации поз¬воляет учесть осо-бенности развития их теплового хозяйства, которые существенно отличаются от более крупных объединений типа энергосистем. Возможные варианты сце-нариев должны учитывать следующие факторы:
- до 2010 г. нет реальных альтернатив системам централизованного тепло-снабжения на базе ТЭЦ и котельных;
- темпы развития ТЭЦ до 2010 г. будут сдерживаться отсутствием инвести¬ций, достаточных мощностей строительно-монтажных организаций и падением потребления тепловой энергии промышленными предприятиями, а после 2010 г. будут зависеть от темпов освоения ПГУ ТЭЦ с внутрицик¬ловой газификаци-ей твердого топлива, хотя объемы внедрения этой техно¬логии в Уральском ре-гионе могли бы достигнуть 10% (с учетом того, что темпы освоения при этом должны быть достаточно высокими);
- после 2010 г. наращивание темпов строительства ТЭЦ с сегодняшним со-ставом оборудования представляется спорным и требующим дополни¬тельного обоснования;