Введение:
Эстетическое воспитание подрастающего поколения невозможно без знакомства с народным искусством.
Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Приобщение к народным традициям художественной обработки древесины предоставляет в этом плане широкие возможности.
Xyдoжecтвeнныe paбoты пo дepeвy - oдин из нaибoлee дpeвниx видoв дeкopaтивнoгo иcкyccтвa, гдe вo вceм мнoгooбpaзии oтpaзилocь твopчecтвo нapoдныx мacтepoв. Hapoдныe мacтepa, иcпoльзyя cпeцифичecкиe cвoйcтвa мaтepиaлa, выявить eгo нeбpocкyю кpacoтy, пpидaть cвoим вeщaм yдoбныe и xyдoжecтвeннo зaвepшённыe фopмы. Пpичeм дeкop кpecтьянcкиx издeлий был opгaничecки cлит c иx пpaктичecкими, бытoвыми нaзнaчeниями.
B пpoизвeдeнияx мacтepoв xyдoжecтвeнныx пpoмыcлoв кaк бы oвeщecтвилиcь лyчшиe кaчecтвa нapoдa: тpyдoвaя cнopoвкa и мacтepcтвo, любoвь к пpиpoдe, к oкpyжaющeмy миpy, oптимизм и жизнeлюбиe. B cюжeтныx и opнaмeнтныx кoмпoзицияx, пpиxoтливыx линияx yзopa, тo ярких, тo сдержанных кpacкax, в нeиcтoщимoм юмope яpкo pacкpывaютcя нapoдныe пpeдcтaвлeния o пpeкpacнoм. Этo пpидaeт пpoизвeдeниям нapoдныx мacтepoв дyxoвнyю, эcтeтичecкyю цeннocть, выpaжaющyю xapaктep нapoдa.
Ho oднoвpeмeннo этo нyжныe, пoлeзныe мнoгим людям вeщи, yк-paшaющиe нaш гopoд и ceльcкий быт.
Среди учащихся все большую популярность приобретают кружки декоративно-прикладного искусства, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих прикладных материалов.
Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Резьба по дереву, деревянная мозаика, инкрустация, чеканка по металлу способствуют гармоническому воспитанию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному и техническому творчеству. Взяв в руку резец или чекан, сделав первые узоры, ученик испытывает радостное изумление, обнаруживая, что он может создавать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.
Глава 5:
Главным ответственным лицом за соблюдение противопожарного режима в школе является директор. Его приказом назначаются ответственные за противопожарное соответствие всех школьных помещений, а также на время проведения массовых мероприятий. Он утверждает план эвакуации учащихся в случае пожара. Эвакуационный план вывешивается на видном месте и состоит из инструкции, в которой указываются обязанности персонала школы и графическое изображение эвакуационного маршрута. Наиболее распространенная причина пожаров - скопление различных сгораемых материалов, предметов, мусора. В целях пожарной безопасности нужно регулярно проверять содержание чердака и подвала. Двери на чердак и подвал должны быть постоянно закрыты, ключи должны храниться в специальном месте. Проходы в здание школы, эвакуационные выходы, тамбуры, лестницы, подступы к средствам пожаротушения и связи должны быть свободными.
Ответственность за соблюдением противопожарного режима в учебных мастерских несут заведующие, учителя труда, в обязанности которых входит:
• обеспечение должного порядка и чистоты рабочих и подсобных помещений;
• своевременное выявление пожароопасных неисправностей учебного, технологического оборудования и принятия мер по их устранению;
• поддержания средств пожаротушения в исправности;
• знание пожарной опасности используемых материалов и технологических процессов.
Что нужно делать в случае пожара?
Обнаружив загорание средств немедленно сообщить о том в пожарную охрану. Учащихся необходимо незамедлительно вывести из очага пожара. До прибытия пожарной команды тушение огня осуществляется персоналом школы. Для этого используются первичные средства пожаротушения.
В целях пожарной безопасности и обеспечения организованности действий во время пожара в определенных местах устанавливаются соответствующие запирающие, предупреждающие, а также указательные знаки. Эти правила рекомендуется оформить в виде плаката и повесить на видном месте.
Заключение:
Постоянные и систематические занятия народными художественными промыслами на уроках и кружках развивают ребят, по существу, всесторонне: учащиеся постигают основы и навыки художественных ремесел, непосредственно приобщаются к богатым народным традициям художественной культуры. Ребята воспитывают в себе бережное отношение к природе, развивается их художественный вкус, и – что особенно важно – они проходят подлинную школу труда и творчества. Даже заготовка сырья, процесс не такой уж творческий, имеет на ребят достаточно сильное влияние - приучает их по-хозяйски относиться к природным богатствам родного края.
Опыт работы показывает, что учащиеся достаточно быстро осваивают те или иные приемы и навыки художественного ремесла. Важно отдавать предпочтение не просто отдельным приемам и техникам, а раскрывать перед ребятами всю целостность и своеобразие народной культуры, знакомя их со специальной литературой, изданиями по декоративному народному искусству, коллекциями музеев. Необходимо не только стремится к мастерству в работе, но и стараться глубоко постигнуть традиции, увидеть их в развитии. Если учащийся сможет правильно оценить собственный труд, изделия своих товарищей, то педагогический успех уже по-своему несомненен.
Занятия народными художественными промыслами связанны с приобретением и совершенствованием трудовых умений и навыков играют серьезную роль не только в нравственно-эстетическом, но и в трудовом воспитании учащихся. Даже если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными мастерами и художниками, навыки, полученные на занятиях, помогут им в их дальнейшей жизни. Положительное влияние оказывают занятия и на трудных подростков. Приобщение к процессу создания изделий по законам красоты доставляет детям удовлетворение, радость и эстетическое наслаждение. Декоративно-прикладное искусство открывает им возможность для разносторонней деятельности, для достойного применения энергии, отвлекает от пустого времяпрепровождения.