Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время как показывает опыт и многочисленность исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у него отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.
На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих, задержку психического развития постепенно увеличивается. По данным разных авторов число таких детей колеблется в пределах 5-10% от детской популяции.
Результаты психолого-педагогических исследований (Л.И. Божович, Э.А. , К.А. Климова и др.) показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется.
Однако все чаще педагоги-практики (Н.К. Абраменко, Л.И. Божович и др.) указывают на трудности переживаемые ребенком на этапе школьного обучения детям сложно следовать новым для них правилам школьной жизни, ориентироваться в многообразии социальных отношений и связей, справляться с новой ролью – ученика.
На фоне достаточного интеллектуального развития нередко проявляется недостаточная социальная подготовленность. Неумение устанавливать доброжелательные отношения с окружающими. Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников. То обстоятельство, что залогом успешного овладения ребенком школьными знаниями, прежде всего, является высокий уровень развития вербального интеллекта и мотивационная готовность к обучению в школе, данная группа детей нуждается, в особой психолого-педагогической помощи определило тему нашего исследования «Учебная мотивация детей с задержкой психического развития».
Глава 2:
При разработке коррекционной программы «Мотивационной сферы первоклассников с задержкой психического развития» мы опирались на результат проведенного нами констатирующего эксперимента.
Общей целью коррекционной программы является повысить уровень учебной мотивации у первоклассников. Эффективности осуществления разработанных коррекционных мероприятий будет способствовать соблюдение психокоррекционных примеров:
1. Принцип единства диагностики и коррекции: коррекционная работа с детьми по повышению уровня школьной мотивации должна осуществляться на основе проведенной диагностики. Необходимо учитывать такие изменения, происходящие в ходе психокоррекционного процесса.
2. Принцип системности развивающих, коррекционных и профилактических задач реализуется через: развивающую задачу – развитие мотивационной сферы первоклассников, коррекционное формирование адекватных школьных мотивов, профилактическую – создание предпосылок для успешного учения в школе.
3. Принцип комплектности методов психологического воздействия отражается на интегрированных приемах, способствующих гармонизации мотивационной сферы, в качестве которых в коррекционной программе выступают тематические беседы, упражнения, игры.
4. Принцип сочетания групповых и индивидуальных форм работы, соотношение которых может корректироваться в процессе формирующих воздействий.
Коррекционная программа направлена на решение следующих задач:
1. коррекция учебных мотивов, неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций;
2. формирование позитивных установок в сознании детей по отношению к школе, учителю;
Заключение:
Наше исследование включило в себя два основных направления работы: теоретический анализ и экспериментальное исследование.
1. Теоретический анализ мотивационной сферы показал, что мотивация – психодинамическая система личности, организующая (побуждающая и направляющая) регулирующая деятельность на пути осуществления определенного жизненного отношения личности к окружающему миру, определяющая мотивационную сферу личности.
2. Изучением проблемы учебной мотивации занимались такие ученые, как: Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, Н.Е. Ерошина, Л.М. Божович, В.И. Ковалев, П.М. Якобсон, В.С. Мерлин и другие. Мотивация в учебной деятельности играет первостепенную роль, так как служит ее пусковым механизмом.
3. Анализ теоретических источников позволил выделить.
Особенности учебной мотивации:
1) сформированная мотивация одна из основных движущих сил учения ребенка.
2) у детей с задержкой психического развития учебные мотивы мало сформированы, при тяжелых случаях задержки психического развития проявляется мотивационная неготовность детей к школьному обучению, необходимости выполнять умственную работу, контролировать свое поведение, действовать в соответствии с указаниями учителя.
3) в условиях психического насыщения, они подавляются желанием прекратить работу, в то время как игровые мотивы доминируют над этими желаниями. Следовательно, игровые мотивы обладают большей побудительной силой для детей с задержкой психического развития.
4) при поступлении детей в школу наблюдаются трудности привыкания, общего приспособления ребенка к школе.
Одна из главных задач, стоящая перед педагогом при обучении детей с задержкой психического развития – создание у детей интереса к самому процессу учения, с тем чтобы воспитывать у него желание и стремление учиться.