Введение:
Эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники ценят общение со взрослыми и сверстниками, которые, с их точки зрения, обладают лучшими духовно – эстетическими качествами. В этих условиях особенно важно предупредить увлечение детей ложными идеалами, ложной красотой, показать, в чем заключается подлинная красота человека. И главное сегодня в том, чтобы повысить качество эстетического воспитания в школе.
Школьное воспитание могущественно. От него многое зависит, им «решается участь человека» (В.Г.Белинский). Сегодня нет школы, общественной детской и юношеской организации, в которых отсутствовал бы интерес к эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.
В настоящее время трудно переоценить значение музыки в эстетическом воспитании младших школьников. Музыка отражает действительность в звуковых образах, доставляющих слушателям эстетическое наслаждение. С особенной яркостью музыка раскрывает внутренний мир человека. Развиваясь во времени, она передает движение чувств и мыслей во всех их тончайших оттенках. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.
Необходимо поэтому всемерно использовать великую силу музыки в эстетическом воспитании детей, прежде всего в начальных классах.
Глава 2:
Педагогический процесс в школе представляет собой единство воспитательных воздействий, осуществляемых на уроке и во внеурочное время. В ходе учебного процесса закладываются основы понимания детьми красоты действительности и искусства, формирования эстетического отношения к жизни [55, 381].
Продолжением работы по эстетическому воспитанию младших школьников на уроке является творческая деятельность учителя в процессе внеклассных и внешкольных занятий. Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, выполняет ряд важнейших педагогических функций. Оно дает возможность успешно осуществлять формирование эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению личности ребенка, решению проблемы свободного времени, регулированию влияния средств массовой информации [41, 300].
Глубокие эстетические переживания возникают у детей в связи с событиями общественной жизни. Красота подвига человека во имя счастья народа, прекрасное в отношениях между людьми волнуют и вызывают стремление к идеалу. Дети становятся добрыми, щедрыми. Им хочется быть похожими на старших [42, 43].
Чтобы формировать у учащихся прочные навыки культуры, чтобы раскрыть перед детьми мир прекрасного, мир чувств, необходимо проводить огромную внеклассную работу по эстетическому воспитанию.
Эстетическое воспитание, организуемое во внеурочное время, открывает большие возможности для развития у младших школьников эстетического отношения к искусству и действительности, способствует духовному обогащению их личности [41, 301].
Огромное значение эстетическому воспитанию и развитию учащихся во внеклассной работе придавали Н.К.Крупская и А.В.Луначарский. Большой практический вклад в организацию внеклассной работы с учащимися по эстетическому воспитанию внесли А.С.Макаренко и С.Т.Шацкий [4, 210].
Основное назначение внеклассной воспитательной работы – побуждение и углубление у школьников интереса к различным областям знаний и видов деятельности, раскрытие и развитие их талантов и способностей, воспитание их общественной и познавательной активности, культурная организация их досуга [43, 436].
Так, основное назначение внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию – побуждение и углубление у детей интереса и любви к музыке, раскрытие и развитие их музыкальных талантов и способностей. Одновременно решается задача воспитания эстетических чувств учащихся, их музыкального вкуса, творческого отношения к музыкальному искусству [31, 144].
Во внеклассной работе применяются разнообразные формы организации учащихся. Единую основу для их классификации выбрать трудно, так как могут быть разные подходы.
Заключение:
Рассмотренная в данной работе проблема является актуальной. Сегодня эстетическому воспитанию учащихся уделяется все большее внимание. Это, несомненно, связано с тем, что культурный уровень нашего общества вырос. Сейчас учащимся в школе предоставлена возможность приобрести обширные и глубокие знания, умения и навыки, связанные с художественной деятельностью в самых разных ее проявлениях. Учитель несет детям знания, но если у них не развиты чувства, если они не умеют сопереживать, эти знания не дадут им полного представления о красоте окружающего мира, о красоте жизни, которую нужно прожить с пользой не только для себя, но и для других людей.
Такое эмоциональное отношение к красоте воспитывается долго, кропотливо и целенаправленно. Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не только умение понимать и любоваться прекрасным, они должны стремиться сами к новым встречам с прекрасным. Эстетическое восприятие действительности должно стать для них естественным. А самое главное, дети должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью, в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд.
Эстетическое воспитание средствами музыки является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Значимость музыкально-эстетического воспитания поддерживали и развивали передовые педагоги-музыканты.