Введение:
Привлечение учащихся еще в школьные годы к техническому творчеству, изобретательству и рационализации является важной задачей школы и внешкольных учреждений. Основные задачи связаны с формированием и развитием у учащихся основ технологической культуры, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления. Эти задачи решаются в процессе изучения элементов техники, методов и средств обработки распространенных конструкционных материалов.
С дидактической точки зрения конструирование и изобретательство — это в первую очередь применение знаний на практике, развитие самостоятельности, мышления, любознательности и инициативы. Развивать детское техническое творчество – значит помогать учащимся лучше усвоить основы наук, приучатъ их применять свои знания на практике. Юному технику-кружковцу становятся понятнее закономерности и формулы математики, физики, химии и т. п. В то же время кропотливая, связанная с преодолением трудностей работа над моделями и техническими устройствами развивает у учащегося трудолюбие, напористость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера.
Добровольность выбора вида внеклассных занятий дает возможность всесторонне учитывать интересы и запросы школьников, их общую подготовку, индивидуальные наклонности. Вместе с тем при подборе тематики кружковых занятий, тематических вечеров и т. п. нельзя исходить только из желаний учащихся. Учитель должен активно влиять на учащихся, пробуждать и воспитывать в них интерес к перспективным видам техники, прогрессивным формам труда, учитывая при этом будущую профессиональную подготовку большинства учащихся в связи с потребностями данного экономического района. Кружковая форма занятий позволяет руководителю проводить индивидуальную работу с учащимися.
Именно в кружках наиболее удобно развивать детское техническое творчество. Занятия в кружке позволяют учащимся приобщиться к интересному делу, которое обогатит их внутренний мир, заполнит интересным творческим трудом их свободное время.
Глава 5:
Работать нужно при хорошем освещении, чтобы избежать ошибок и сходов с линии рисунка. О перестановке пилочки на внутренних контурах сказано выше.
При работе с лобзиком надо сидеть не сгибаясь, перерывы для отдыха надо делать через 30 мин. Образовавшуюся древесную пыль после работы следует убрать и помещение проветрить. Лучше работать на открытом воздухе. Чтобы предохранить одежду от засо¬рения мелкими опилками, следует надеть передник
Чтобы после сборки детали прочно держа¬лись и не распадались, надо отверстия для шипов выпиливать, исходя из толщины взятой для работы фанеры. При сборке шип должен входить в паз с легким усилием. Иногда можно соединять детали «в замок»
Выпиленные и зачищенные стеклянной бу¬магой детали надо собрать без клея для про¬верки правильности изготовления, после чего детали разъединить и, смазав клеем шипы,— собрать. Собранное на клею изделие лучше связать прочной нитью и положить на просушку. Склеивать детали можно любым клеем для дерева, но лучше использовать светлые сорта клея (типа «Суперцемент» или клей из ГДР — «Киттификс»), быстросохнущие и не остав¬ляющие пятен. Также можно рекомендовать казеиновый клей, особо прочными водостойкий.
Перевод рисунка на фанеру или на другой материал
Из альбома рисунок сначала следует пере¬снять на прозрачную кальку, а затем через копировальную бумагу перевести на фанеру. Располагать рисунок на фанере надо компактнее, чтобы отходов было как можно меньше. При копировании рисунка с кальки на фанеру все надо укрепить кнопками.
Обводить рисунок можно как карандашом, так и шариковой ручкой, стараясь точно при¬держиваться линии рисунка. Закончив копиро¬вание, обязательно надо проверить, нет ли пропусков в мелких контурах орнамента.
Заключение:
На современном этапе задачей учителя является воспитание всесторонне развитой личности. Декоративно-прикладное творчество является важным педагогическим средством нравственного, трудового, патриотического и эстетического воспитания школьников. Через него осуществляется связь школы с жизнью родного края, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. Оно способствует вовлечению молодежи в художественное творчество и художественную самодеятельность, расширяет возможности активной пропаганды среди местного населения знаний об искусстве родного края, об особенностях его современной жизни, что открывает путь к познанию многих закономерностей развития местной художественной культуры в ее взаимосвязях с многонациональной художественной культурой нашей страны.
Выпускная квалификационная работа «Разработка и создание учебно-материальной базы кружка: «Художественное выпиливание» состоит из следующих частей:
В психолого-педагогической части на тему «Разработка и создание учебно-материальной базы кружка: «Художественное выпиливание» раскрываются составляющие учебно-материальной базы (программы, учебники, наглядные пособия, станки и т.д.)
В выпускной квалификационной работе рассмотрены общие требования к кабинетам и мастерским, санитарно-гигиенические требования, виды учебного оборудования учебных мастерских, оборудование рабочего места учащегося, стационарное оборудование, рабочее место учителя, вспомогательное оборудование, а также аудиовизуальные средства и наглядные пособия. Кроме этого рассмотрен вопрос подготовки учебно-материальной базы, что является необходимым условием обеспечения эффективности технологической подготовки учащихся.
В методической части на тему «Разработка учебно-материальной базы кружка «Художественное выпиливание» разработаны:
- фрагмент календарно-тематического плана кружка «Художественное выпиливание»;
- Планы-конспекты 3-х занятий