Введение:
Обучение математике учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида имеет важное значение для таких задач, преодоление дефектов их познавательной деятельности, личностных качеств и подготовка к дальней-шей трудовой деятельности.
В процессе обучения математике ставится задача применения получен-ных знаний в разнообразных меняющихся условиях. Решение этой задачи позволит преодолеть характерную для умственно отсталых школьников ко-сость мышления, стереотипность использования знаний.
Математика как учебный предмет содержит необходимые предпосылки для развития познавательной способности учащихся. Развивая элементарное математическое мышление, она формирует такие формы мышления, как сравнение, анализ, синтез, развивает способность к обобщению и конкрети-зации, создает условия для коррекции памяти, внимания и других психиче-ских функций.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогаща-ется специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Школьники учатся комментировать свою деятельность, давать полный сло-весный отчет о решении задачи или иного задания. Все это требует от учени-ков большей осознанности своей деятельности, их действия приобретают обобщенный характер, что, безусловно, имеет огромное значение для кор-рекции недостатков мышления умственно отсталых школьников.
Обучение математике организует и дисциплинирует учащихся, способ-ствует формированию у них таких черт личности, как аккуратность, настой-чивость, воля, воспитывает привычку к труду, желание трудиться, умение доводить любое начатое дело до конца.
Обучение математике во вспомогательной школе способствует реше-нию и воспитательных задач.
Все вышеперечисленные задачи, несомненно, являются крайне важны-ми для преодоления дефектов развития учащихся. Увы, но в последнее время особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченными возможно-стями здоровья. Все беды современного мира - экономические катаклизмы, неудовлетворительное качество природной среды, вооружённые конфликты, экономические кризисы - своей разрушительной силой направлены, в первую очередь, на детей, как наименее защищённую часть населения.
Исходя из этого, тема, посвященная развитию детей с ограниченными возможностями, является очень актуальной. Поэтому возникает необходи-мость в разработке и совершенствовании специальных методик обучения та-ких детей.
В нашей специальной (коррекционной) школе VIII вида № 23 знания на уроках математики преподаются в соответствии с Программой специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). В соответствии с этой программой по теме «Многозначные числа» в VI классе изучается нумерация в пределах 1000000 и арифметические дейст-вия в пределах 10000, в VII классе – арифметические действия в пределах 1000000, последующие же 2 года отводятся, в основном, на повторение пройденного.
Глава 2:
На данном этапе проводилось обследования навыков сложения и вычи-тания. Для этого было задействовано 12 учащихся VI, VII, VIII классов спе-циальной (коррекционной) школы VIII вида с диагнозом олигофрения в сте-пени дебильности с целью выявления знаний о том, насколько хорошо школьники складывают и вычитают многозначные числа.
С этой целью был взят следующий метод диагностики: тестовые зада-ния.
Школьникам были предложены следующие примеры на сложение.
VI класс: 2000 + 3001
1734 + 480
938 + 3202
4407 + 3412
2806 + 1576
3063 + 2998
VII класс: 74063 + 20976
16009 + 20003
28 006 + 2 998
9756 + 27348
12864 + 407 + 3412
938 + 62668
VIII класс: 846347 + 154185
240729 + 690837
447256 + 29084
47096 + 393923
4907 + 845 + 25072
968 + 37689
Сложение многозначных чисел не вызвало серьезных затруднений у большинства умственно отсталых учащихся. По успешности выполнения этого действия мы разделили их на 4 группы.
Первую составили 0% учащихся, которые должны были бы безоши-бочно решить все примеры. Во вторую группу вошли примерно 9%, допус-тивших 1—2 ошибки. Одни из них неправильно сложили разрядные едини-цы, другие — потеряли ту разрядную единицу, которую должны были дер-жать в «уме». Большинство же учащихся этой группы неправильно подписа-ли компоненты сложения в "столбик" в тех примерах, где первое слагаемое имеет меньше разрядов, чем второе. Часть из них уравняли разряды в числах не с разрядов единиц, а с высших разрядов (слева), например:
Заключение:
Итак, математика в коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Математика помогает умственно-отсталым школьникам повысить общий уровень интеллекта, развить четкость и логич-ность мышления, повысить работоспособность, трудолюбие, самостоятель-ность, тем самым, способствуя их дальнейшей адаптации к трудовой дея-тельности и жизни вообще.
Учитывая особенности развития умственно-отсталых школьников, для их обучения требуются специальные программы, в том числе и по математи-ке, основанные на сниженных по сравнению с обычными школьниками тре-бованиях.
Одной из основных форм знаний, которой должны овладеть учащиеся вспомогательной школы по данному предмету является сложение и вычита-ние многозначных чисел.
В соответствии с программой, разработанной для специальной коррек-ционной школы VIII вида по концентру «Многозначные числа», в VI классе изучается нумерация в пределах 1000000, арифметические действия в преде-лах 10000, в VII классе – арифметические действия в пределах 1000000. По-следующие 2 года отводятся на повторение пройденного материала.
При обучении нумерации следует рассказать о новых разрядных еди-ницах, проводить устный счет до 1000000 уже известными счетными едини-цами, научить записывать числа до 1000000, ознакомить с понятием класса единиц и класса тысяч, делать анализ многозначных чисел по разрядам и классам.
В процессе обучения важно использовать наглядные пособия – абак, таблицы разрядов и классов, палочки и т.д.
Важно пользоваться различными игровыми приемами, которые вызы-вают дополнительный интерес учеников к теме.
Сложение и вычитание многозначных чисел должны выполняться приемами письменных вычислений. Здесь следует придерживаться следую-щих этапов:
выполнение сложения и вычитание без перехода через разряд;
с переходом через разряд в одном и более разрядах;
выполнение действий на вычитание, в которых уменьшаемое со-держит один или несколько нулей, или когда нули в уменьшаемом чередуют-ся с единицами.
Немаловажно, чтобы ученики овладели простейшие приемы пользова-ния калькулятором.
Предлагаемые задания должны быть достаточно разнообразными, что-бы ученики выполняли действия сознательно, а не по аналогии.
Основными формами контроля знаний являются опросы, самостоя-тельные работы, их разбор. Все это помогает ученикам понять допускаемые ими ошибки.