Чтобы учащиеся сознательно подходили к нахождению неизвестных компонентов, а не выполняли действия по аналогии, без критического анализа задания, учитель чередует примеры, в которых неизвестными являются различные компоненты (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое).
Таким образом, исходя из особенностей умственно-отсталых детей, во избежание возникающих у них трудностей при изучении сложения и вычитания многозначных чисел, учителю приходится использовать в процессе обучения разнообразные задания, их вариации, которые позволяют поддерживать интерес к выполнению действий, повышая эффективность процесс обучения, предупреждая вербализм.
Вывод
Развитие коррекционной педагогики неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия на умственно-отсталых детей. В настоящее время достигнуты значительные успехи в развитии разных отраслей школьной коррекционной педагогики. Особое внимание уделяется разработкам методик решения арифметических задач, преподавания математики в начальных классах.
В теории и практике школьной коррекционной педагогики особенно хорошо раскрыты проблемы интеграции детей с отклонениями в развитии в системе обучения и в обществе в целом.
Но, тем не менее, работа с умственно-отсталыми детьми строится ин-туитивно, часто основывается на подборе отдельных приемов.
В изученной мной литературе нумерация и арифметические действия с многозначными числами изучались в течение 3-х лет: в VI классе – в пределах 10000, в VII классе – в пределах 100000, в VIII классе – в пределах 1000000, и в IX классе осуществлялось повторение. Такая система обучения имела недостатки: учащиеся воспринимали алгоритмы действий, изучаемые в каждом следующем подмножестве чисел, как новые, а правила выполнения частных случаев действий – как отдельные, не связанные с общими алгоритмами, также в обучении арифметическим действиям с многозначными числами не использовались резервы, скрытые в структурировании учебного материала. В новых программах по математике изменена последовательность изучения концентра «Многозначные числа»: в VI классе изучается нумерация в пределах 1000000 и арифметические действия в пределах 10000, в VII классе – арифметические действия в пределах 1000000, последующие 2 года отводятся в основном на повторение пройденного. Такая система помогает учащимся лучше усвоить обобщенные алгоритмы арифметических действий с многозначными числами, позволяет учесть возможности, заложенные в структуре учебного материала.
3. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж.И. Шиф. М., 1965. 301 с.
4. Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студентов дефектологического факультета педвузов. М.: Владос, 1999. 352 с.
5. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умствен-но-отсталых школьников. М., 1962. 291 с.
6. Программы для 5 — 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. - М.: Владос, 2000. с.315.
7. Программы специальных общеобразовательных школ для умст-венно отсталых детей (вспомогательная школа): Сб. 1. М.: Просвещение, 1990. 320 с.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника. М., 1971. 351 с.
9. Чекмарев Я.Ф. Методика устных вычислений. М., 1970. 281 с.
10. Шеина И.М. Трудности выполнения умственно отсталыми школьниками вычислительных операций с многозначными числами // Дефектология, № 4, 1994. с.43-48.