Введение:
Одним из наиболее важных структурных элементов современной экономики России является рынок труда. Смена экономической системы неизбежно принимает здесь особенно болезненные формы, поскольку для миллионов людей трудовая деятельность является основным источником дохода и главным полем личностной реализации.
Проблемы рынка труда не являются автономными и независимыми. Их состояние и развитие тесно связано со всем комплексом экономических и социальных проблем, существующих сегодня в российском обществе. Острота ситуации во многом определяется тем, что государство в кризисный период оказалось неспособным взять на себя роль лидера, стимулирующего позитивные общественные процессы. Более того, оно сняло с себя ответственность за социальное положение населения, в результате чего социальная политика государства в целом и на рынке труда, в частности, трансформировалась в большой набор хаотически осуществляемых мер по поддержанию социальной сферы и ее составляющих.
Это во многом объясняется тем, что современный этап развития связан с появлением нового для нашей страны типа экономики, новых социальных и экономических институтов, а значит, и проблем, новых для России. Проблемы, обусловленные сменой экономической системы, весьма специфичны. В мировой теории и практике немного опыта их решения. Можно было бы провести аналогию, да и то - с некоторыми оговорками, с опытом стран Восточной Европы.
Существующее в России в настоящее время критическое состояние есть непосредственный результат первого этапа посттоталитатрной модернизации. Как таковое оно должно рассматриваться в качестве общего системного кризиса общества и экономического структурного кризиса как его составной части. Наличие в этом критическом состоянии мощной социальной компоненты является блокирующим фактором, в значительной степени обесценивающим применение классических мер реконструкции экономики. В этих условиях резко возрастает роль государственной социальной политики. Глубоко эшелонированная стратегия такой политики представляет собой источник мер по компенсации негативных социальных последствий экономической реформы, характерных для ее первого этапа. Точная, адресная государственная политика должна выступать гарантом продолжения экономической реформы, так как служит главной цели - преодолению как экономического, так и социально-психологического отчуждения основной массы населения от идей этой реформы.
Глава 3:
Как уже было отмечено, в нашей стране опыт решения проблем молодежного рынка труда весьма невелик. Ими начали заниматься менее десяти лет назад. В СССР проблематика молодежной занятости носила совершенно иной характер, связанный с нерыночными методами управления человеческими ресурсами. В связи с этим было бы очень полезно обратиться к зарубежному опыту. Ведь проблемы молодежной занятости стали предметом особого внимания со стороны государственных органов и общественных организаций многих стран уже вскоре после окончания Второй Мировой войны..
К сожалению, материал по этой теме весьма ограничен. В литературе за 2006 год74, ставшей доступной автору настоящей дипломной работы, последние фактические данные относятся к 1986 году. Возможно, это связано с тем, что законодательная база в странах, о которых пойдет речь, уже разработана. Там молодежью занимаются давно, и теоретики могли потерять к этой теме интерес.
В Великобритании в 1983 г. законодательно была введена в действие Программа профессионального обучения молодежи. Первоначально Программа предусматривала одногодичный период подготовки и работы на производстве, включая обязательный минимум обучения на рабочем месте в течение 13 недель. С 1986 г. Программа стала включать в сферу своего действия также молодежь 16 лет, окончившую школу и для которой предусматривалась помощь в течение двух лет, и молодежь 17 лет, также окончившую школу, но ей помощь предоставлялась уже в течение одного года. Программы профессиональной подготовки финансируются спонсорами-предпринимателями, местными органами власти, гражданами в виде добровольных взносов. Молодежь, проходящая обучение по программе, получает материальную помощь в виде стипендий.
Аналогичные программы помощи безработной молодежи существуют и в других странах.
Во Франции за последние годы был принят ряд законов, предусматривающих меры по адаптации к трудовой жизни социально не защищенных слоев. Так, “Законом от 26 марта 1982 г. была одобрена программа курсов профессиональной подготовки молодежи 16-18 лет, предусматривающих ее обучение на предприятиях с одновременной работой на них путем чередования работы и обучения. В июне 1982 г. правительство одобрило план профессиональной подготовки и социальной адаптации для молодежи 16-25 лет. Законом от 24.02.1984 была одобрена программа альтернативной профессиональной подготовки для молодежи на межпрофессиональном уровне.”75 26 сентября 1984 года правительством была принята Программа действий по поддержанию занятости, имеющая целью интеграцию молодежи в трудовую жизнь. Программа предусматривает налоговые скидки на осуществление профессиональной подготовки молодежи.
Заключение:
В данной дипломной работе было проведено изучение российского молодежного рынка труда с использованием мониторинговых и статистических материалов, а также с использованием нормативных документов Российской Федерации и научных трудов ведущих отечественных исследователей рынка труда. Были использованы результаты работ зарубежных ученых. Были поставлены следующие цели: изучение особенностей поведения и стратегии молодежной когорты в условиях переходной экономики России; анализ тенденций изменения молодежных занятости и безработицы на открытой части рынка труда; обзор нормативно-правовой базы и политики государства в области молодежной занятости; попытка дать рекомендации для решения проблем в исследуемой области. На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
С переходом к рыночным отношениям в России прежняя советская законодательная база, регулирующая отношения труда и занятости, оказалась непригодной. Началась разработка новой законодательной базы, основу которой сейчас составляют Конституция РФ, Закон о занятости населения и Кодекс законов о труде. В этих документах соответствующее внимание уделено занятости и трудоустройству молодежи. Признается, что молодежь в возрасте до 18 лет имеет проблемы с трудоустройством и особо нуждается в социальной защите. Для нее предусмотрен ряд льгот при трудоустройстве и в области охраны труда. Гражданин может быть признан безработным начиная с 16-летнего возраста. Выпускники общеобразовательных учреждений и граждане, впервые ищущие работу, имеют право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку. Работодатели, трудоустраивающие на работу сверх установленной законом минимальной численности выпускников профессиональных, общеобразовательных учреждений и граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, имеют право на налоговые льготы. Процесс разработки новой законодательной базы далек от своего завершения. Трудовое законодательство еще во многом не соответствует современным условиям. Оно стимулирует развитие теневых трудовых отношений. Власть намеревается продолжать проведение серьезных реформ в этой области.