Введение:
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономи-ческой и общественной деятельности. Цель маркетинга – управление спро-сом, организация наиболее эффективных методов продвижения товаров и ус-луг на рынок, улучшение условий их приобретения.
Темой данной работы является управление системой маркетинговой деятельности на предприятии. Актуальность выбранной темы дипломной ра-боты для российских предприятий трудно переоценить. Можно сколько угодно долго изучать теоретические источники, повествующие о маркетинге как инструменте повышения прибыли, но знать не значит уметь, а уметь не значит делать.
Очередной этап развития российской экономики вплотную подвел предприятия к осознанию проблемы необходимости практического примене-ния маркетинговых принципов в своей повседневной деятельности. Однако, для этого нужны не только подготовленные специалисты, а определенные усилия по созданию управленческих структур, в задачу которых входит пла-нирование, организация и контроль маркетинговой деятельности на предпри-ятии.
Цель данной работы состоит в теоретическом обосновании и методоло-гической разработке основных принципов и практических этапов совершен-ствования управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат ре-шению в данной работе:
анализ маркетинговой среды предприятия и степени готовности к реализации маркетинговой стратегии;
разработка и обоснование мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности;
расчет экономической эффективности предложенных мероприя-тий.
Объектом исследования выступает общество с ограниченной ответст-венностью «Полиграф-Инвест», осуществляющее издательскую деятельность и оказание полиграфических услуг. Предметом исследования являются ас-пекты организации маркетинговой деятельности на этом предприятии.
В качестве методов исследования предприятия выступают следующие:
анализ технико-экономических показателей деятельности и со-ставляющих элементов макро- и микросреды предприятия;
Глава 3:
Первое место среди источников информации занимают специализиро-ванные выставки. ООО «Полиграф-Инвест» является постоянным участни-ком данной выставке с момента ее появления.
Следующим по значимости источником информации для клиентов вы-ступает мнение коллег и друзей. Учитывая специфику рынка рекламной по-лиграфии, следует отметить, что выше приведенное мероприятие (изготовле-ние бесплатных рекламно-информационных образцов) окажет косвенное влияние на рейтинг компании и благодаря этому фактору. Рассчитать этот эффект достаточно сложно, но можно сделать однозначный вывод, что ока-занное влияние будет безусловно положительным.
Третьим по значимости источником информации выступают специали-зированные периодические издания и каталоги. Согласно данным исследова-ния клиенты получают информацию из этих источников в 61,5% случаев. Следует отметить, что ввиду отсутствия единой службы маркетинга на пред-приятии, рекламная политика компании носила эпизодический и бессистем-ный характер. Эффективность проведенных рекламных компаний не рассчи-тывалась.
Поэтому следующим мероприятием, способным оказать влияние на рост валового дохода компании, предлагаю провести рекламную компанию в специализированных изданиях и каталогах.
В настоящий момент список специализированных изданий, которые размещают на своих страницах публикации о рынке рекламной полиграфии России, достаточно мал (табл. 3.5).
Заключение:
Процесс управления маркетинговой деятельностью на предприятии на-чинается с определения концепции управления маркетингом, которая являет-ся обязательным составным элементом миссии компании. Среди основных концепций управления маркетингом в настоящее время известны следую-щие: концепция совершенствования производства; концепция совершенство-вания товара; концепция интенсификации коммерческих усилий; концепция маркетингового подхода; концепция социально-этичного маркетинга.
Приведенные концепции управления маркетингом – это своеобразные исторические этапы, через которые проходило эволюционное развитие мар-кетинга в рыночных экономиках.
Аналогичный процесс изменения отношения к маркетинговой деятель-ности происходит в настоящее время и на российских предприятиях. В ко-нечном итоге, успеха добьются те компании, которые раньше других поймут необходимость и важность важности маркетингового подхода в организации собственной деятельности.
Управление маркетинговой деятельностью, как любой процесс управ-ления, имеет следующие составные части: маркетинговый анализ и аудит; стратегическое и текущее планирование; организация процесса управления маркетингом; контроль осуществления маркетинговых мероприятий.
Маркетинговый анализ и аудит – важнейший составной элемент про-цесса управления маркетинговой деятельностью, который снабжает инфор-мацией все этапы процесса управления и является детализированным иссле-дованием внутренней и внешней среды предприятия, его сильных и слабых сторон. Среди основных инструментов маркетингового анализа и аудита сле-дует назвать: технико-экономический анализ деятельности предприятия, ана-лиз макро- и микросреды предприятия, SWOT-анализ, маркетинговые иссле-дования рынка.
Информация, полученная в результате всестороннего анализа деятель-ности предприятия, используется на этапе формального планирования. Ком-пании разрабатывают три вида планов: годовой, долгосрочный и стратегиче-ский.
Стратегическое планирование является первой ступенькой в процессе планирования и включает в себя определение миссии компании, формули-ровку целей и задач, функциональные планы. Постепенно процесс стратеги-ческого планирования спускается до линейных подразделений компании.
После окончания процесса планирования и определения необходимых ресурсов следует процесс организации маркетинговой деятельности на пред-приятии. Этот процесс невозможен без четкого определения маркетинговых функций каждого подразделения и единого центра управления маркетинго-вой деятельностью на предприятии. Как правило, это роль возлагают на спе-циальные маркетинговые подразделения, которые организуются согласно це-лям, задачам и специфике деятельности компании.