Введение:
Эффективное функционирование сельскохозяйственного производства требует вовлечения в него значительного количества материально-технических ресурсов, в том числе таких ресурсов, отдача от использования которых возрас¬тает по мере развития научно- технического прогресса.
В результате наблюдается рост производительности каждого из факторов производства, а значит - увеличение производственного прибавочного продук¬та и все большая экономия рабочего времени. Именно эти признаки свидетель¬ствуют о наличии экономического роста и развитии общества.
Глубокие преобразования, проводимые в обществе, привели к сущест¬венным изменениям в экономике агропромышленного комплекса.
Предприятия АПК меняют социально-экономическую систему хозяйст¬вования в условиях формирующихся рыночных отношений.
В новой российской экономике должен быть достигнут баланс экономи¬ческой эффективности и социальной справедливости. Эффективное производ¬ство и напряженный труд создадут богатство, которое позволит провести в жизнь принципы справедливости.
Средством достижения такого баланса служат формирования рыночной экономики, преобразования социальных институтов, поощряющих инициативу и предприимчивость.
В современных условиях одним из основных факторов стабилизации об¬щества стало решение продовольственной безопасности. Его появление связа¬но с сокращением производства сельскохозяйственной продукции, значитель¬ным ростом объемов импортного продовольствия, разрушением ресурсного по¬тенциала агропромышленного комплекса.
Решающим условием продовольственной безопасности служит качест¬венное совершенствование материально-технической базы агропромышленного комплекса страны.
Глава 3:
Техническое обслуживание (ТО) тракторов и самоходных шасси вклю¬чает ежемесячное (ЕТО), периодическое № 1 (ТО-1), № 2 (ТО-2), № 3 (ТО-3), сезонное (СТО) обслуживание. ЕТО проводят перед началом каждой смены, периодические - после отработки двигателем определённого времени, СТО проводят перед весенне-летней и осенне-зимней эксплуатацией тракторов и по¬сле сезона для комбайнов. Для тракторов, самоходных комбайнов и автомоби¬лей предусмотрено два вида ремонта - капитальный и текущий, а для сельхоз¬машин только текущий.
Правильное хранение машин - важнейшее условие продления срока
производительного использования и сокращения расходов на ремонт. Чтобы
I
\ содержать технику в исправном состоянии, необходима хорошая материально-
| техническая база, которая должна иметь:
• закрытые помещения, навесы, открытые оборудованные площадки
для хранения машин, ограждения
• площадки для сборки, регулировки машин и комплектования агрега¬
тов;
• склад для хранения составных частей, снимаемых с машин;
• пост очистки и мойки машин;
• пост для нанесения антикоррозийных покрытий 9защитных смазок,
предохранительных составов и лакокрасочных покрытий);
• грузоподъемное оборудование, механизмы, приспособления под¬
ставки для установки техники на хранение;
• противопожарное оборудование и инвентарь;
• освещение;
• помещение для оформления и хранения документации.
Укрепить материально-техническую базу можно путем приобретения техники на условиях лизинга.
В 2000 г. закончилось действие основной массы лизинговых договоров и на вторичном рынке появилась сельскохозяйственная техника, изъятая у вла¬дельцев и пользователей лизингом за неуплату платежей. Росагроснаб пред-
137
принимает меры по организации восстановления этих сельскохозяйственных машин. Формирование рынка вторичной техники - актуальная задача ближай¬шего времени.
Создание и функционирование МТС сопровождается значительными трудностями, в первую очередь вызванными отсутствием государственных фи¬нансовых средств, неотлаженностью взаимоотношений МТС с сельхозтоваро¬производителями, недостаточностью нормативных документов. Так, минувший год более 60% машинно-технологических станций закончили с убытками. Ос¬новная причина низких экономических результатов кроется в налогообложении МТС как промышленных предприятий. Отсутствие у МТС статуса сельхозто¬варопроизводителя резко увеличивает их налоговое бремя (до 65% по налого¬обложению как промышленных предприятий вместо 20% при условии отнесе¬ния их к сельскохозяйственным предприятиям). Кроме того МТС работает без льготного кредитования, что затрудняет приобретение горючего, смазочных материалов и запасных частей для восстановления изношенной техники.
А потому в целях развития системы МТС, повышения их эффективности организационно-технические мероприятия должны осуществлять по следую¬щим направлениям:
- отнесение по налогообложению действующих и вновь создаваемых
машинно-технологических станций к предприятиям, производящим
сельскохозяйственную продукцию;
- приоритетное использование лизинговых средств, в том числе и
средств регионов, для оснащения техникой машинно-технологических
станций;
- привлечение инвестиций для создания новых МТС или механизиро¬
ванных отрядов;
- расширение сети МТС за счет их создания на основе потребительских
обслуживающих кооперативов, унитарных республиканских (област¬
ных) предприятий, действующих заводов по переработке сахарной
свеклы, птицефабрик и других.
Заключение:
Проведенные исследования дали возможность сделать выводы и разра¬ботать предложения по совершенствованию управления обеспечения матери¬ально-техническими ресурсами в республиканском АПК.
1. Материально-технические ресурсы являются в сельском хозяйстве
одной из важнейших составляющих частей средств производства. Особенно
интенсивный рост их применения в сельскохозяйственном производстве проис¬
ходи на протяжении последних 100-150 лет. Наряду с развитие технологии,
рост объемов применения материально-технических ресурсов оказывает ре¬
шающее влияние на эффективность производства сельскохозяйственной про¬
дукции.
2. Эффективность сельскохозяйственного производства находится в
прямой зависимости от уровня обеспеченности сельхозтоваропроизводителей
материально-техническими ресурсами.
3. Инфраструктурное обеспечение в сельском хозяйстве, являясь, наря¬
ду с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции, важней¬
шей стадией воспроизводства, представляет собой процесс удовлетворения
сельхозтоваропроизводителями своих потребностей в своевременном и полном
наличии необходимых материально-технических ресурсов путем их приобрете¬
ния на соответствующих рынках.
4. Негативное влияние на приобретение на процессы снабжения в сель¬
ском хозяйстве стали оказывать в последние годы бюджетная, налоговая, кре¬
дитная, инвестиционная, ценовая политика, отношение собственности, нераз¬
витость рынков материально-технических ресурсов. Положение осложняется
крайне низкой эффективность управления аграрной экономикой.
5. Изучение механизма в республиканском АПК свидетельствует о том,
что органы управления на уровне районов и республики практически утратили
контроль в регулировании взаимоотношений между агропромышленными то¬
варопроизводителями и предприятиями агросервиса. Органы управления рее-
139
публиканским АПК не предпринимают усилий по созданию условий коопери¬рования в сферах производства, переработки сельскохозяйственной продукции, обслуживания, обеспечение материально-техническими ресурсами,
6. Выполнение функций по обеспечению материально-техническим ре¬
сурсам в АПК Республики Адыгея осуществляет АО «Агропромснаб» и 7 рай¬
онных предприятий агросервиса. Кроме этого, решением вопросов в этой сфере
занято 5 предприятий, АО «Оштен».
7. Прямые связи агропромышленных товаропроизводителей с заводами
— изготовителями тракторов, сельскохозяйственных машин, грузового транс¬
порта не получили широкого применения по ряду причин.
Лизинг основных средств производства в АПК Республики Адыгея еще не стал одной из форм аренды формирующихся рыночных отношений в сфере обеспечения материально-техническими ресурсами.
Основываясь на выводах, сделанных в процессе исследования управле¬ния обеспечением материально-техническими ресурсами в АПК Республики Адыгея, считаем целесообразным внести следующие предложения:
1. В условиях переходного периода формирование рыночных структур обеспечения материально-техническими ресурсами регионального АПК долж¬но исходить из новых требований, предусматривающих определение роли и функций государственных и негосударственных органов управления, имеющих адаптивные структуры управления.