Введение:
Наша жизнь богата сюрпризами и порой не знаешь, чего от нее ожидать. Иногда взрослый человек попадает в трудную для него ситуацию и необходимо принять решение, которое способствовало бы преодолению препятствий, вставших перед человеком. Взрослый при этом испытывает трудности, а что же делать ребенку в таких ситуациях? Большинство детей не знают, что нужно предпринять, потому что их не научили. Считаем, что главнейшей задачей учителя является – показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
И начинать нужно с начальной школы, так как здесь закладывается фундамент общего образования. Наиболее подходящее для развития у детей умения преодолевать трудности – это создание для них проблемных ситуаций. Лучше всего их использовать на уроках математики, где применение проблемных ситуаций способствует общему развитию детей.
Процесс проблемного обучения младших школьников привлекает внимание многих педагогов и психологов, так как в проблемном обучении происходит развитие подготовительной активности ребенка.
Наиболее правильное определение сущности проблемного обучения можно дать, рассматривая его с точки зрения умственного развития. Это обучение, при котором учащиеся получают знания не в готовом виде, а путем самостоятельного исследования.
Данная проблема широко рассматривается в психолого-педагогической методической литературе. Так М. И. Махмутов пишет, что создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем составляет сущность процесса проблемного обучения
Глава 2:
Мы, опираясь на теоретические основы своего исследования, решили использовать проблемные ситуации для развития логического мышления детей на уроках математики в классе традиционного обучения. Экспериментальная работа проводилась в 3 «В» классе МОУ СОШ № 6 г.Радужный. Класс занимается по традиционной системе обучения (1-3), курс математики Моро (учебник под редакцией Колягина). В классе 18 детей, 9 мальчиков и 9 девочек.
В ходе исследования проводилась целенаправленная работа: детей учили находить решения в различных проблемных ситуациях. С этой целью разработана система нестандартных задач и упражнений.
Цель исследования: влияние проблемных ситуаций на уроках математики на развитие логического мышления младших школьников.
Задачи:
1. Исследовать развитие словесно – логического мышления детей 3 «В» класса школы № 6 г. Радужного.
2. Разработать и опробировать на практике систему нестандартных задач и упражнений.
3. Провести ряд специальных занятий для развития логического мышления.
4. Проанализировать в ходе практики продвижения в развитии с помощью специальной методики Э.Ф. Замбацявичене и дать рекомендации.
Констатирующий эксперимент.
Цель: Выявит у детей уровень развития словесно – логического мышления на данный момент.
Для осуществления данной цели была использована методика Э.Ф. Замбацявичене, разработанная на основе теста структуры интеллекта Р.Амтхауэра. (Приложение 3).
Из обследования 17 детей класса выявлено детей с высоким уровнем развития словесно –логического мышления –1, детей со средним уровнем –15, детей с низким уровнем развития словесно – логического мышления –1. (Приложение 4).
Анализ работ показал, что умение продифференцировать существенные и несущественные признаки предметов развито у детей 3 «В» класса на 63%.
Заключение:
На современном этапе развития общества жизнь ставит перед людьми порой неразрешимые задачи. Взрослый человек иногда не может найти выход из трудной ситуации. Именно поэтому нам необходимо формировать в детях умение ориентироваться в проблеме. Этому способствует создание проблемных ситуаций. Именно здесь педагог может показать ребенку множество путей решения какой-либо проблемы.
В своей работе мы пытались ответить на вопрос: можно ли в рамках традиционного обучения использовать проблемные ситуации, будет ли их использование эффективным для развития словесно-логического мышления детей младшего школьного возраста.
Анализируя психологические и методические литературные источники, мы выяснили, как рассматривается проблемная ситуация в психологии. Проблемная ситуация, т.е. учебная проблема понимается как отражение логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию сущности неизвестного и ведущего к усвоению нового понятия или нового способа действия.
В дидактике определение проблемной ситуации следующее: проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнения данного задания и невозможностью осуществления этого с помощью имеющихся знаний.
Выяснили, что для учителя проблемная ситуация является средством управления познавательной деятельностью школьника, формирования его мыслительных способностей, а для деятельности ученика – служит стимулом активизации логического мышления, вызывающим познавательную потребность учения и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Так же анализ литературы выявил две основные черты, которыми характеризуется проблемная методика:
1- перед учащимися ставятся проблемы, в результате которых возникает проблемная ситуация – психологическое состояние, связанное с появлением неразрешенных вопросов и стремлений найти на них ответ;
2- при разрешении проблем учащиеся получают не только сумму сведений, но и знакомятся с методами познания.
Так же было изучено, как создать проблемную ситуацию, какие условия способствуют созданию проблемной ситуации, какие требования предъявляются к этому.