Введение:
Актуальность исследования. В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, происходит осмысление того факта, что реальное значение имеет не само знание, а то личностное развитие, которое ребёнок получает в процессе его изучения.
Педагоги, учителя-практики решают сегодня серьёзные проблемы отбора содержания начального образования, активных методов и средств обучения, воспитания и мотивации подрастающего поколения на самообразование в течение всей сознательной жизни.
Поиск решения этих проблем привёл педагогов к необходимости использования методов обучения, которые позволяют включить ребёнка в активную учебно-познавательную деятельность, развить вариативность мышления и творческие способности, обеспечить разноуровневое обучение в условиях психологической комфортности.
Глава 2:
Сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет нам утверждать, что проведенная нами экспериментальная работа по проблемному обучению математике в 4 «Б» классе оказалась эффективной. У учащихся повысился уровень развития познавательной деятельности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтвердилась: проблемное обучение в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младших школьников при условии, когда проблемный урок строится в соответствии с определенной структурой; проблемное обучение используется на всех этапах учебного процесса; применяются разнообразные методы и приемы проблемного обучения (проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.); учащиеся вовлекаются в активную мыслительную деятельность самостоятельно и под руководством учителя.
Мы убедились в том, что проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития образования обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.
Заключение:
В результате проведенного исследования на тему: «Роль и место проблемного обучения в начальной школе» были решены поставленные задачи.
Раскрыта сущность основных понятий проблемного обучения: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе.
В процессе теоретического анализа педагогической литературы, мы пришли к выводу, что проблемное обучение - это “…тип развивающего обучения, в котором
- сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учётом целеполагания и принципа проблемности;
- процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование научного…мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая творческие) способностей…” (М. И. Махмутов) [37, с. 36].