Введение
В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, технических, экономических, естественно-математических и других по-новому встают вопросы о целях, содержании формах и методах обучения математике в школе, о месте и роле каждого школьного предмета.
В 1992 году был принят Закон Российской Федерации об образовании, вторая статья которого посвящена принципам государственной политики в области образования. В ней говорится о гуманистическом характере образования, приоритете общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человек, свободного развития личности. Таким образом, Закон открыл широкие перспективы для перестройки среднего образования, возможности для внедрения различных форм дифференцируемого обучения в практику работы школы.
Психологический аспект подобного обучения напрямую связан с исследованиями в области дифференциальной психологии.
Исследования проблемы обучения с помощью словесных методов с педагогических позиций посвящены работы Ю. К. Бабанского, И. Э. Унт и других. В них представляются системы обучения, отвечающие склонностям учащихся и направленные на развитие и формирование различных сторон личности учащихся.
Глава II. Методика использования словесных методов в процессе
обучения математики в начальной школе
2.1 Словесные методы на уроках математики в начальной школе
Методы обучения, определяемые по источникам информации, включают в себя три основных вида: словесные, демонстрационные и практические методы.
Наибольшее распространение в практике обучения математике получили такие устные словесные методы, как объяснение, рассказ, беседа.
Объяснение характеризуется лаконичностью и четкостью изложения. При подготовке работе учитель объясняет, как рациональноиспользовать вспомогательный материал; при планировании - как определить последовательность работы; в процессе объяснения учитель знакомит детей с особенностями предлагаемого нового материала, рациональными действиями, приемами и операциями, новыми терминами.
Рассказ применяется учителем в основном для сообщения новых знаний. Он должен быть четким, лаконичным и сочетать в себе точные технические сведения с ярким живым повествованием. Рассказ может быть построен на индуктивном, дедуктивном и генетическом принципах. В первом случае учитель знакомит детей с конкретными объектами вопросами обучения и постепенно переходит к обобщениям; во втором- знакомит учащихся с общими понятиями, а затем иллюстрирует их конкретными примерами; в третьем - подводит школьников к пониманию объектов, показывая историю их возникновения. Восприятие рассказа обостряется, когда учитель вводит в него элементы проблемности, показывает противоречия в развитии науки с построением гипотез и способов их подтверждения. Рассказ учителем в начальных классах, как правило, опирается на ранее приобретенные учащимися знания, систематизирует представления и понятия детей об известных объектах, учит их применению знаний на практике.
Библиографический список
1. Алексюк А. Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.,1979.
2. Анохина Т.А. Учебник как средство систематизаций знаний учащихся. Автореферат, М.,1985.
3. Бабаев М.А. Роль беседы в активизации учащихся в начальных классах в процессе обучения. Баку, 1972.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика. М., 1988.
5. Бантова М. А. «Методика преподавания математики в начальной школе». Москва «Просвещение» 1984.
6. Баранова С.П., Сластенина В.А. Педагогика. М., 1986.
7. Брызгалова С.И. Функции и место проблемного изложения и эвристической беседы в обучении старшеклассников. Автореферат. М., 1976
8. Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения. Советская педагогика. № 8, 1957.
9. Волкова С. Н. «Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика»» Начальная школа 1997 №9 стр. 68.
10. 6. Глейзер Г. И. «История математики в средней школе» Издательство Москва «Просвещение» 1970.
11. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Издательство МГУ, 1985.
12. Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе. М., 1957..
13. Данилов М.А., Есипов Б.П. Дидактика. М., 1957.
14. Дзюба М.Т. Воспитывающие значение беседы как учебного метода. Автореферат, А., 1973.
25. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., Просвещение, 1982