Введение.
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков, необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики.
По традиционной программе в конце четвёртого класса дети должны:
- знать таблицы единиц величин, принятые обозначения этих единиц и уметь применять эти знания в практике измерения и при решении задач,
- знать взаимосвязь между такими величинами, как цена, количество, стоимость товара; скорость, время, расстояние,
- уметь применять эти знания к решению текстовых задач,
- уметь вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата).
Однако результат обучения показывает, что дети недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это связано с организацией изучения данной темы. В учебниках по традиционной программе недостаточно заданий, направленных на выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных наименований. Таким образом, чтобы улучшить математическую подготовку детей по теме «Величины и их измерение», необходимо пополнить её новыми упражнениями из системы развивающего обучения, улучшить оснащение школ наглядными пособиями, усовершенствовать методику работы по данной теме, повысить уровень подготовленности учителей начальных классов. Поэтому мы считаем проблему изучения величины в начальной школе актуальной. Исходя из актуальности проблемы, нами была выбрана тема: Изучение величин в начальной школе.
Цель: Рассмотреть методику работы по изучению величин в начальной школе в условиях современного образования.
Объект: Процесс обучения младших школьников математике.
Предмет: Методика работы над величинами в начальной школе.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить психолого–педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Определить методику работы над темой «Величины и их измерение».
3. Рассмотреть изучение величин в условиях развивающего обучения.
4. Рассмотреть возможности программ Петерсон Л.Г. и Истоминой Н.Б. по математике по использованию развивающих упражнений при изучении величин.
В начальных классах рассматриваются такие величины, как: длина, площадь, масса, объём, время и другие. Учащиеся должны получить конкретные представления об этих величинах, ознакомиться с единицами их измерения, овладеть умениями измерять величины, научиться выражать результаты измерений в различных единицах, выполнять различные действия над ними.
Величины рассматриваются в тесной связи с изучением натуральных чисел и дробей; обучение измерении связывается с изучением счёта; измерительные и графические действия над величинами являются наглядными средствами и используются при решении задач.
Программа по математике предусматривает наряду с рассмотренными величинами знакомство с объёмом и его измерением. Знакомство учащихся с понятием «объём» можно начать с уточнения представлений имеющихся у учащихся о данной величине. Здесь можно создать проблемную ситуацию, например, предложить детям сравнить объём двух одинаковых сосудов разными мерками. В процессе измерения дети приходят к выводу, что объём следует сравнивать одной и той же меркой. Вводится единица объёма – литр.
Библиография.
1. Анипченко З.А. Задачи, связанные с величинами и их применение в курсе математики в начальных классах. М.: 1997г. стр.2-5
2. Вапняр Н.Ф., Пышкало А.М., Янковская Н.А. Тетрадь по математике для 1-го класса 1-3,7-е изд.-М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ,1983г. стр.17
3. Волкова С.И. « Карточки с математическими заданиями и играми» для 1-го класса 1-4: Пособие для учителей-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1990г. стр. 32-36
4. Глазырина М.М. Автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н. Москва,1994г.
5. Гусева В.А, Мордкович А.Г.Математика: справочные материалы: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М, 1986г.
7. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г. Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения. //Начальная школа 1999г. №7
8. Занков Л.В. Обучение и развитие. – М. 1975г.
9. Зимняя И.А. «Педагогическая психология»: Учебное пособие. Ростов: изд. «Феникс», 1997г.
10. Игнатова Л.В. Формирование представлений о зависимости величин в курсе начальной математики. //Начальная школа 1985г. №27 стр.36 – 38
11. Истомина Н.Б. Знакомство с величинами в первом классе. //Начальная школа 1983г. стр.32 – 35
12. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. ЛИНКА-ПРЕСС, Ярославль, 1997г. стр.53,141
13. Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Математика 1 класс учебник для четырехлетней начальной школы – «Ассоциация 21в.» - Смоленск 1999г.
14. Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Математика 2 класс учебник для четырехлетней начальной школы – «Ассоциация 21в.» - Смоленск 1999г
15. Истомина Н.Б., Нефедова И.Б. Математика 3 класс учебник для четырехлетней начальной школы – «Ассоциация 21в.» - Смоленск 1999г
16. Кабанов-Миллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение – М. 1981г.
17. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М 1980г.
18. Клименченко Д. Величины и их измерение. // Начальная школа 1990г. №6 стр.35 – 40
19. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.,1972г. стр. 90-106
20. Лихачев С.В. Сивка-бурка, вещий каурка… Материал для обогащения словарного запаса младших школьников. //Начальная школа 2005г. №2 стр.58
21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20 стр.37.
22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М. 1972г.
23. Махмутов М.И Организация проблемного обучения в школе - М.1977г.
24. Моро М.И., Вапняр Н.Ф. «Карточки с математическими заданиями и играми» для 2-го класса 1-4: Пособие для учителей 2-е изд.-М.:ПРСВЕЩЕНИЕ,1990г. стр. 17,101
25. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1 – 3 классе. Пособие для учителя – 2-е изд. М.: Просвещение. – 1978г.
26. Моро М.И., Степанова С.В. Математика:2 класс. Учебник для четырёхлетней начальной школы 3-е изд. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,1988г. стр.12
27. МороМ.И., БантоваМ.А., БельтюковаГ.Б. М: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989г. (1-4)2 класс, стр.165
28. Паболкова Н.Н. О понятии величины и признаках ее проявления. //Начальная школа 2004г. №3 стр.96 – 100.
29. Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс, часть 1:Учебник для 1-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
30. Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс, часть 2:Учебник для 1-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
31. Петерсон Л.Г. Математика, 1 класс, часть 3:Учебник для 1-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
32. Петерсон Л.Г. Математика, 2 класс, часть 1:Учебник для 2-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
33. Петерсон Л.Г. Математика, 2 класс, часть 2:Учебник для 2-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
34. Петерсон Л.Г. Математика, 2 класс, часть 3:Учебник для 2-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
35. Петерсон Л.Г. Математика, класс, часть 3:Учебник для 4-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
36. Петерсон Л.Г. Математика,3 класс, часть 1:Учебник для 3-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
37. Петерсон Л.Г. Математика,3 класс, часть 2:Учебник для 3-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
38. Петерсон Л.Г. Математика,3 класс, часть 3:Учебник для 3-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
39. Петерсон Л.Г. Математика,4 класс, часть 1:Учебник для 4-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
40. Петерсон Л.Г. Математика,4 класс, часть 2:Учебник для 4-го класса. «Баласс», «С-инфо»,1996г.
41. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс в 2-х частях. – М. 2004г. стр.513
42. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии», М.: ПРСВЕЩЕНИЕ, 1973г. стр. 15, 27,50
43. Сластенин В.А, ИсаевИ.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика, 3-е изд. М. 2004г.
44. Смирнов С.И. и другие. Педагогика: педагогические теории, системы , технологии. Учебное пособие. М.: изд. Дом «АКАДЕМИЯ»,1998г. стр.309
45. Степанова С.В. Тема «Величины» в курсе математики для 2-го класса. //Начальная школа 08.1989г. стр. 80
46. Стойлова Л.П., Пышкало А.М. Основы начального курса математики: М.,ПРОСВЕЩЕНИЕ,1988г. стр.302,439,442.
47. Стоцкий Л.Р. Физические величины и их единицы. М. 1984г. стр. 3- 4
48. Царева С.Е. Как рождается величина… // Начальная школа 2000г. №6 стр.105-111.
49. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М. – 1995г.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989г.
51. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979г.