Введение:
Проблематика оказания психологической помощи людям различных профессий с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», - эту метафору можно положить в основу исследований психологической помощи.
По существу эмоциогенность заложена в самой природе медицинского труда, причём спектр эмоций весьма разнообразен. Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят различные психологические проблемы: эмоциональное выгорание, снижение уровня эмпатии. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом.
При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен и ёмко описан словами классика: «Ещё один сгорел на работе» [48].
Глава 2:
Актуальность данной программы состоит в том, она может являться методическим пособием для клинического психолога по психопрофилактической, психокоррекционной, психотерапевтической, реабилитационной работе с персоналом лечебных подразделений; по улучшении производственного климата подразделений и проведении образовательных программ по медицинской психологии, задачи психогигиены и психопрофилактики, санитарной пропаганды.
Цель программы: создание в медицинском учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья медицинских работников, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в профессиональной деятельности.
Задачи программы:
• формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• формировать навыки эффективного взаимодействия с коллегами и пациентами;
• создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования медицинских работников.
Этапы реализации программы:
• установочно-мотивационный;
• аналитико-диагностический;
• просветительский;
• коррекционно-консультативный.
Ожидаемые результаты. В ходе реализации программы деятельности психолога по сохранению психического здоровья медицинского работника в лечебном учреждении ожидаются следующие результаты:
• улучшается психологический климат в коллективе;
• снижается ситуативная и личностная тревожность медицинских работников;
• формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
• повышается самооценка и уверенность в себе.
Этапы деятельности психолога по сохранению психического здоровья медицинского работника:
1. Психопросвещение.
2. Диагностический.
3. Коррекционно-профилактический.
4. Консультационный.
Первый этап. - психопросвещение.
Цель психолога при работе с медицинским персоналом состояла в том, чтобы предоставить информацию о том, почему именно в профессиональной деятельности необходимо уделять внимание собственному психическому здоровью.
Психологическое просвещение было направлено, в первую очередь, на формирование психологической культуры по отношению к своему психическому здоровью, к своему организму в целом, на осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности профессиональной деятельности. А также сформировать у медицинских работников мотивацию для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции своих состояний.
Заключение:
Практическая психология развивается как специально выделяемая психологами отрасль, нуждающаяся в особом научном обосновании, развивается в России последние пятнадцать – двадцать лет (особенно активно в 90-е годы). В силу ряда обстоятельств (тоталитарный режим и, как следствие, гонения на психологию, стремление в своё время заменить предмет психологической науки предметом рефлексологии и физиологии и т.п.) в отечественной практической психологии до настоящего времени можно зафиксировать серьёзное отставание от западных стран. Отечественная психология долгое время представляла собой академическую науку, занимавшуюся исследованиями, но не решением реальных психологических проблем конкретных людей. Долгие годы психология в России была лишена возможности изучать и развивать методы оказания психологической помощи, знакомиться с опытом зарубежных коллег.
В настоящее время психологическая наука получила всестороннее практическое развитие в различных сферах общественно-экономической жизни. Практика находиться на этапе перехода от начального становления к более продуктивному этапу своего существования - отрабатываются основные положения профессиональной деятельности служб практической психологии.
В оказании психологической помощи большую роль выполняет теория, открывающая широкую перспективу понимания проблем клиента и эффективной работы с ним. Каждая теория обобщает накопленную информацию, делает более понятными сложные явления, предсказывает последствия разных обстоятельств, способствует поиску новых фактов. Почти все отечественные школы практической психологии опираются на теоретические концепции, пришедшие к нам с Запада, да и сами формы психологической работы в большинстве случаев до сих пор являются модификациями зарубежных моделей. Однако многие формы практической психологической работы зародились именно в нашей стране.