Введение
Проблематика оказания психологической помощи людям различных профессий с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек», - эту метафору можно положить в основу исследований психологической помощи.
По существу эмоциогенность заложена в самой природе медицинского труда, причём спектр эмоций весьма разнообразен. Медицинские работники, постоянно сталкивающиеся со страданием людей, вынуждены воздвигать своеобразный барьер психологической защиты от пациента, становиться менее эмпатичными, иначе им грозят различные психологические проблемы: эмоциональное выгорание, снижение уровня эмпатии. Сюда же следует отнести психологические трудности принимающего, безусловного общения, описанные К. Роджерсом и Э. Фроммом.
При этом несущий бремя «груза общения» специалист вынужден постоянно находиться в гнетущей атмосфере чужих отрицательных эмоций, служить то утешителем, а то, напротив, мишенью для раздражения и агрессии. А ведь психика наша от природы устроена так, что мы не можем оставаться равнодушными к проявлениям эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. К этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья человека ещё и стойкое снижение результативности его работы. Итог известен и ёмко описан словами классика: «Ещё один сгорел на работе» [48].
В построенной А. С. Шафрановой классификации профессий медицинские работники вынесены в особую группу профессий «профессии высшего типа» по признаку необходимости постоянной работы над предметом и собой, подобное основание в большей степени подходит для определения субъектного вклада индивидов [52,58].
Изучение путей оказания психологической помощи в профессиональной деятельности медицинского работника особенно актуально в период проведения реформ, которые приводят к интенсификации профессиональной деятельности. Медицинские работники обеспечивают результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения, что возможно лишь при высоком потенциале их здоровья.
Актуальностью и социальной значимостью выбранной темы является сложность оказания психологической помощи медицинским работникам, а также разнородность интерпретации ее методов и средств, требующих поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструментария.
Одной из проблем функционирования психологической службы в здравоохранении является отсутствие ее модели деятельности с медицинским персоналом. В связи с этим необходимо изучение деятельности психологической службы как средства оказания психологической помощи медицинским работникам. Решение этой проблемы и является целью нашего исследования.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить состояние и рассмотреть основные направления деятельности психологической службы здравоохранения.
3. Разработать программу оказания психологической помощи медицинским работникам средствами психологической службы.
Предмет исследования: психологическая служба как средство оказания психологической помощи медицинским работникам.
Объект исследования: медицинские работники.
Гипотеза исследования: деятельность психологической службы является необходимым средством оказания психологической помощи медицинским работникам.
Методы сбора информации исследования: изучение научной литературы по теме исследования; анкетирование; методики: «Оценка темперамента» А.Белова, 16PF – опросник Р.Б.Кеттелла, «Диагностика эмоционального выгорания личности» В.В.Бойко; методы математической обработки, констатирующий эксперимент.
Методологическая основа исследования: теории психологической помощи 3. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Дж.Вольпе и А.Лазаруса, Б. Скиннера, К. Роджерса, Ф. Перлза, В. Франкла; работы К.Маслач и С.Е.Джексона, В.В.Бойко; работы по организации психологической службы А Г Асмолова, И.В.Дубровиной, С.В.Недбаевой, Г.С.Абрамовой.
Проблема оказания психологической помощи представляет для нас не только научный интерес, она имеет большую практическую значимость при использовании полученных данных в системе психогигиенических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья медицинских работников.
База исследования: медицинские работники Успенской центральной районной больницы в количестве 45 человек.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Начало истории развития психологической помощи следует искать в глубине веков. Еще в медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н.э.), содержащем около тысячи прописей целебных снадобий и зелий, приводятся слова заклинаний, необходимых при применении лекарств. Античные короли принимали услуги «консультантов», античные книги «консультировали». С конца XVII в. делаются попытки научно объяснить психические методы лечения, предлагаются все новые и новые их варианты. Начиная с «магнетического флюида» венского врача А.Месмера следуют: в XIX столетии - Джеймс Бред (гипноз), в XX в. - Зигмунд Фрейд (психоанализ) [11], Карл Роджерс (клиент-центрированная терапия) [11], Фредерик Перлз (гештальт-терапия) [11], Милтон Эриксон (нетрадиционный гипноз и терапия), Вирджиния Сатир (семейная терапия) и многие другие (Лакосина, Ушаков, 1984). И если первоначально оказание психологической помощи была прерогативой медиков, то в начале XX в. к ним постепенно присоединяются работники других социальных служб, а в 1950-х гг. в США содержательно и организационно обособляется консультативная психология [33,5].