Введение:
Одной из актуальных задач современной психологии является проблема готовности выпускников вуза к трудоустройству
Становление рыночных отношений в российской экономике, разрыв устоявшихся экономических связей обусловили формирование региональных рынков труда, предъявляющих новые требования к высшему профессиональному образованию. Экономические и организационные изменения повлекли за собой перемены в характере взаимоотношений между высшими учебными заведениями и предприятиями, а также государственными и негосударственными организациями в вопросах подготовки молодых специалистов высшей квалификации.
Отсутствие системы государственного распределения выпускников вуза, самостоятельное определение предприятиями и организациями своей кадровой политики ставит актуальный вопрос о трудоустройстве выпускников вуза по полученным специальностям.
Успешное формирование профессионализма личности и профессиональной деятельности, будущих специалистов базируется на их готовности к трудоустройству. Ведущей составляющей готовности к трудоустройству является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных (Р.А.Гаспарян, Е.Г.Козлов), операциональных (Ю.К.Васильев, Л.С.Нерсесян, А.Ц.Пуни, В.Н.Пушкин, Б.Ф.Райский), и личностных (Л.А. Кандыбович, Н.Д.Левитов, К.К.Платонов, Т.Я.Яковец) компонентов.
О слабой психологической готовности современных выпускников к трудоустройству свидетельствуют исследования:
-Зиятдиновой Ф.Г., проведенных на выпускниках факультета психологии МГУ - основной причиной неуверенности в своих силах в процессе трудоустройства, студенты считают «отсутствие практических знаний» - 65%; недостаток «самостоятельной практики» - 53%; несформированность приемов поиска работы – 74%; отсутствие навыков самопрезентации – 48% [17, с.70.];
-Белокрыловой Г.М., по мнению которой, излишний академизм, «книжность» занятий являются основным препятствием в становлении профессионала [5, с.16.];
-Пряжникова Н.С. результаты исследования, которого свидетельствуют существовании неопределенности профессионального будущего у значительной части молодежи, впервые вступающей на рынок труда [38, с.256.];
Глава 2:
В этом контексте локус контроля рассматривается Роттером и его последователями как особый и фундаментальный тип обобщенных ожиданий, «как степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого» (Rоttеr D., 1966).
Несмотря на недостаточную теоретическую разработанность, не вызывает сомнений то, что методики измерения индивидуальных различий в интернальности – экстернальности являются необходимым компонентом в арсенале инструментария как психологов-исследователей, так и практиков. Об этом говорят приведенные выше данные о широком спектре влияния локуса контроля на самые различные аспекты регуляции деятельности человека.
Тест «Умеете ли вы искать работу»
Одним из важнейших компонентов конкурентоспособности на рынке труда у выпускников вуза является владение навыками поиска работы в процессе трудоустройства. Данный тест позволяет выявить тактику поведения выпускников в процессе поиска работы, учитывая современное состояние рынка труда и сложности, связанные с предвыпускной ситуацией.
В целом можно говорить о психологической многозначности предвыпускной ситуации. В ней присутствуют и неопределенные представления о трудовом будущем, и понижение уверенности в своих способностях достигать цели, и относительно высокая удовлетворенность жизнью. Некоторыми отечественными авторами специфичность предвыпускной ситуации рассматривается в связи с нормативным кризисом молодого специалиста [11, с.97].
Тест, разработанный М.А. Бендюковым, состоит из 18 вопросов, на каждый из которых необходимо отвечать либо «да», либо «нет», либо «не всегда». За каждый ответ «да» испытуемый получает 2 балла; за каждый ответ «не всегда» - 1 балл; за ответ «нет» - сумма баллов равна 0.
Заключение:
В данной работе, посвященной изучению психологической готовности выпускников вуза к трудоустройству, мы рассмотрели теоретические подходы к исследованию понятия психологической готовности к трудоустройству и особенностей ее формирования, определяя для себя, что успешное формирование профессионализма личности и деятельности молодых специалистов базируется на их готовности к трудоустройству. Ведущей составляющей готовности к трудоустройству является психологическая готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как сплав функциональных, операциональных и личностных компонентов.
В нашей работе в качестве основного фактора, оказывающего влияние на готовность к трудоустройству, мы рассматриваем конкурентоспособность.
Готовность к трудоустройству у выпускников вуза проявляется в активно-положительном отношении к профессиональной деятельности, социально-ценном профессиональном выборе и практическом включении в профессиональную деятельность, в способности активно и быстро овладевать профессией, адаптироваться на рынке труда, добиваться высоких показателей, в стремлении и умении повышать свою квалификацию.
Из анализа собранных данных следует, что показателем психологической готовности к трудоустройству у выпускников вузов является поиск работы (интенсивность поиска работы, уровень прилагаемых усилий, владение навыками самопрезентации), социальная поддержка в различных ее аспектах, ценность трудовой занятости как особый аттитюд, самооценка, оптимизм, уверенность в собственных возможностях, добросовестность и ряд других характеристик личности, уровень связи которых, со статусом занятости оказался ниже перечисленных.