Введение:
В настоящее время, в отечественной психологической науке наметилась перспективная тенденция к целостному познанию человека и к выяснению его роли в эпоху информатизации общества и развития новых наукоемких педагогических технологий (Б.Г.Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин и др.) Проблема индивидуальности, пройдя сквозь века, не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Её многовековую историю можно объяснить тем, что человеческая активность преломляется и определяется индивидуальностью его личности. Личностью человек не рождается, а становится в ходе своего онтогенетического развития, в процессе социализации, результатом которой является усвоение человеком общественно-исторического опыта.
В ходе социализации, человек приобретает, преломляет через свой собственный индивидуальный психологический облик те ценности, нормы, правила поведения, которые приняты в данном обществе. Социализация, выступает как активный процесс повторения студентом в рамках сотрудничества со сверстниками и в ходе самостоятельной деятельности, опыт, приобретенный личностью, перерабатываясь, возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных достижений. В процессе усвоения, студент начинает применять их в своем собственном поведении, деятельности, отношении к окружающей действительности. В ходе социализации у личности формируются и развиваются ценности, убеждения, мировоззрения, идеалы, которые в дальнейшем являются руководящей основой его осознанного отношения к действительности, к окружающим людям, самому себе, проявляются в его поступках и поведении. Но процесс формирования и развития личности идет не стихийно, а определяется законами, закономерностями, движущими силами развития, когда в процессе ведущей деятельности у личности формируются новообразования, присущие определенному возрастному этапу.
Глава 2:
В ходе проведения эксперимента, по изучению ценностных ориентаций в структуре интегральной индивидуальности личности, мы ставили следующие задачи:
1.) выделить две группы студентов, различающихся уровнем сплоченности по ценностным ориентациям.
2.) разработать программу по диагностике уровней интегральной индивидуальности.
3.) изучить структуры интегральной индивидуальности юношей по их ценностным ориентациям.
Исследовательская работа проводилась в 2004-2005 гг. в АГПУ на ФТиП . В эксперименте приняли участие 50 человек. Из них 24 студента- 1курса и 26 - 2 курса. Выборка испытуемых составила 10 девушек и 40 юношей. На первом этапе после изучения научной, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, нами был осуществлен подбор и апробация методик по изучению ценностных ориентаций и структур интегральной индивидуальности. Для диагностики ценностных ориентаций учащихся, нами использовались следующие методики «Что важнее?», «Что такое счастье?», «Закончи предложение» и разработанная нами анкета на выявление понимания понятий, определяющих ценностные ориентации (см. приложение № 1,2,3).
Рассмотрим результаты нашего исследования:
Для изучения нравственных идеалов личности, мы использовали методику «Что такое счастье?», которая проводилась в форме диспута со студентами испытуемых групп. В начале диспута студентам предлагались листы с текстом, в котором были приведены различные «формулы счастья» в виде афоризмов (см. приложение № 2). Исходя из требований проведения методики учащимся предлагалось подчеркнуть или записать три формулы по ранжиру, которые он готов был защищать, отразить на его взгляд наиболее важную для него. После проведения диспута, листки с ответами сдавались экспериментатору. На основе выбранных афоризмов, мы предприняли попытку определить нравственные идеалы каждого испытуемого, их устойчивость, выявить сочетаемость и противоречивость мотивов поведения, установить, какое место в направленности личности учащегося занимает его стремление приносить пользу людям, стало ли оно его главной доминирующей потребностью в жизни. О превращение нравственной нормы в идеал личности, мы судили по следующим признакам:
Заключение:
Становление личности это сложный процесс формирования свойств характера, интересов, отношений к другим людям, нормам морали, окружающему миру, к самому себе.
В последние годы становится более очевидным некоторые отставание теории и методики воспитания от достижений современных психолого-педагогических наук. Одной из причин такого отставания является недостаточное теоретико-методическое осмысление процесса воспитания в развитии нравственности, нравственного сознания с позиции эмоционально-потребностной сферы, с учетом его индивидуально-психологических особенностей, которые можно рассматривать в контексте структуры интегральной индивидуальности личности старшего школьника.
Входя в направленность личности, которая представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности относительно независимых наличных ситуаций, ценностные ориентации выступая в форме установок личности, формируются в ходе усвоения социального опыта в процессе социализации, и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и т.д. Наряду с вышесказанным, следует отметить, что ценностные ориентации человека определяются и преломляются через его собственный индивидуально-психологический склад. Проводя исследования по изучению ценностных ориентаций в структуре интегральной индивидуальности студентов, мы пришли к следующим выводам: