Введение.
В настоящее время, в отечественной психологической науке наметилась перспективная тенденция к целостному познанию человека и к выяснению его роли в эпоху информатизации общества и развития новых наукоемких педагогических технологий (Б.Г.Ананьев, А.В. Брушлинский, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин и др.) Проблема индивидуальности, пройдя сквозь века, не потеряла своей актуальности и в настоящее время. Её многовековую историю можно объяснить тем, что человеческая активность преломляется и определяется индивидуальностью его личности. Личностью человек не рождается, а становится в ходе своего онтогенетического развития, в процессе социализации, результатом которой является усвоение человеком общественно-исторического опыта.
В ходе социализации, человек приобретает, преломляет через свой собственный индивидуальный психологический облик те ценности, нормы, правила поведения, которые приняты в данном обществе. Социализация, выступает как активный процесс повторения студентом в рамках сотрудничества со сверстниками и в ходе самостоятельной деятельности, опыт, приобретенный личностью, перерабатываясь, возвращается к культуре в виде определенных индивидуальных достижений. В процессе усвоения, студент начинает применять их в своем собственном поведении, деятельности, отношении к окружающей действительности. В ходе социализации у личности формируются и развиваются ценности, убеждения, мировоззрения, идеалы, которые в дальнейшем являются руководящей основой его осознанного отношения к действительности, к окружающим людям, самому себе, проявляются в его поступках и поведении. Но процесс формирования и развития личности идет не стихийно, а определяется законами, закономерностями, движущими силами развития, когда в процессе ведущей деятельности у личности формируются новообразования, присущие определенному возрастному этапу.
Рассматривая онтогенетическое развитие в аспекте интериоризации социальных норм, ценностей, типичных форм поведения и дальнейшей экстериоризации усвоенных понятий в поведении и деятельности. Общепринятые каноны преломляются через индивидуальность личности, её личностные особенности и свойства, её индивидуально-психологический склад. Но индивидуальность личности, определяющаяся как уникальность, своеобразие, неповторимость человека может рассматриваться на различных уровнях: индивидном, индивидуально-психологическом, социально-психологическом, которые имеют многообразные связи между собой, представленная в формах интегральной индивидуальности личности.
Выступая как, интегральная индивидуальность личности, она по-разному влияет и проявляется в отношении человека к окружающей действительности, самому себе и окружающим. Поэтому мы предпринимаем попытку изучить ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности студентов.
Предметом исследования является изучение ценностных ориентаций в структуре интегральной индивидуальности студентов.
Объектом исследования являются студенты АГПУ.
Целью исследования является изучение ценностных ориентаций и уровня развития нравственного сознания в структуре интегральной индивидуальности личности.
Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы позволили сформулировать следующую гипотезу исследования:
ценностные ориентации личности имеют тесную взаимосвязь с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности юношей 18-22 лет и определяют, их поведение и отношение к окружающей действительности.
Исходя из поставленной цели и гипотезы, мы выделяем следующие задачи исследования:
1. Выделить группы студентов, различающихся уровнем сплоченности по ценностным ориентациям.
2. Изучить ценностные ориентации юношей 18-22 лет с учетом структуры их интегральной индивидуальности.
3. Раскрыть структуры интегральной индивидуальности в зависимости от высокосплаченной и низкосплаченной групп по их ценностным ориентациям.
В работе нами используется комплекс методов исследования взаимодополняющих и контролирующих друг друга: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, опросники личностных качеств, различные методики диагностики нравственной сферы и ценностных ориентаций, констатирующий эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные практические результаты могут быть использованы в работе психологических служб высшего образования по формированию и развитию нравственного сознания у студентов.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы.
Проведенный в первой главе анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования показал, что существует ряд понятий, которые у разных авторов имеют различную трактовку. Поэтому, мы сочли необходимым дать определения основополагающих понятий, используемых в работе, выразив тем самым свое отношение к существующей терминологии.
Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость.
Интегральная индивидуальность – целостная характеристика индивидуальных свойств человека на различных иерархических уровнях: индивидном; индивидуально-психологическом; социально-психологическом, имеющих разнообразные связи между собой.
Социализация - процесс и результат усвоения общественного опыта, ценностей, норм поведения и активное воспроизводство индивидом социального опыта.
Ценностные ориентации – понятие установки, выражающие положительную или отрицательную значимость для человека предметов или явлений окружающей действительности, внутренняя основа отношений человека к разным ценностям материального, морального, политического и духовного порядка.
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир, отношение человека к окружающей действительности и самому себе.
Идеалы – конкретизируемая в образе предметная цель склонности индивида, то к чему он стремится и на что ориентируется.
Интересы – специфическая форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и способствующая ориентировке в окружающей среде.
Установки – неосознаваемое состояние готовности поступать соответствующим образом.
Влечение – психологическое состояние, выражающее нидифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность.
Убеждение - высшая форма направленности, как система мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.
Личностный смысл – индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается деятельность и общение, осознаваемое как «значение для меня»: включающее в себя понятия, умения, действия, поступки, социальные нормы и роли, ценности и идеалы.
ЛИТЕРАТУРА.
3. Альбуханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования личности. – М., 1983.
4. Асмолов А.Г. Личность, как предмет психологического исследования. – М., 1984.
5. Белоус В.В. Психология индивидуальности в трудах В.С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании. – Пятигорск, 1998.
6. Белоус В.В. Темперамент, как инвориант. –Пятигорск, 1997.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций: М., 1997.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. Спб., 1997.
10. Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. – Калуга, 1971.
11. Додонов Б.И. О системе «личность». // Вопросы психологии. – 1985, №5.
12. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.. 1992.
13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1987.
14. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. – Р/на Дону, 1997.
15. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. - М., 1996.
16. Мерлин В.С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. – М., 1986.
17. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990.
18. Никереев Е.М. Влияние ценностно-ориентационностной и эмоциональной сплоченности группы на мотивацию личности. // В ст. Проблемы психологии личности и коллектива. – М., 1979.
19. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека // Избранные психологические труды. / Под ред. Б.Ф.Ломова. – М., 1990.
20. Петровский А.В. Быть личностью. – М., 1989.
21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.
22. Психология индивидуальных различий: тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982.
23. Психология развивающейся личности. / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1982.
24. Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. / Пер. в ред. И.В.Равич – Щербо. – М., 1982.
25. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т.1 – М.,1985.
26. Шванцара Й. Диагностика психического развития. – Прага, 1978.
27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития. // Вопросы психологии. - 1971, № 4.
28. Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. // Психология индивидуальных различий. – М., 1982.
29. Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. – М., 1986.
30. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. № 4.
31. Аверин А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника // Дис. канд. псих. наук. Ижевск, 1996.
32. Асеев В. Г. Единство содержательной и динамической сторон мотивации // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
33. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1990.
34. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2000. – 350 с.
35. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. / Под ред. А.А. Крыловой, Л.А. Коростылевой. С-Пб, 1997.
36. Брушлинский А. В. Проблема психологии субъекта. М., 1994.
37. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
38. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.
39. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопросы психолгии. 1989. № 3. С.11-21.
40. Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.
41. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996.
42. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1986.
43. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995. – 170 с.
44. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. – 224с
45. Шиянов Е. Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
46. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М., 1996. – 65с.
47. Шумилин Е. А. Психологические закономерности развития личности в старшем школьном возрасте. Дисс. М., 1983.
48. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. М., 1996.
49. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Социальная психология. Л. 1979.
50. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М. 1996.
51. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997.