Введение:
Предметом данного дипломного исследования выступает анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.
Проблема исследования заключается в том, что как в истории психологии, так и в психологии современной исследование перцептивной сферы сосредоточено, в основном, на более старших годах, тогда как на наш взгляд, крайне немаловажным бы выступило освещение данной тематики в аспекте её истоков, т.е. дошкольного возраста.
Объектом данного исследования выступают дети дошкольного возраста (5-7 лет), разделённые на три численно (по 20 человек) и гендерно (10 мальчиков, 10 девочек) эквивалентные в зависимости от семейных условий, в которых протекает жизнедеятельность дошкольников (полные семьи, неполные семьи и семьи с негенетическими родителями (мать или отец)).
Целью данного дипломного исследования является анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста
4. Провести экспериментальное исследование специфики перцептивной сферы дошкольников.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что дошкольный возраст – важный период, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут далее развиваться в ходе учебной деятельности.
Глава 3:
В первую очередь психолог должен сформировать у ребенка желание выполнять задание. Исследование проходит индивиду¬ально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции: «На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необхо¬димо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры».
Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выпол¬нения задания. При обработке результатов обследования подсчитывается об¬щее время Е поиска цифр. Хороший результат у детей старшего дошкольного возраста – до 20 секунд, средний – 20- 25 секунд, низкий – свыше 25 секунд [46, с. 83]. (Таблица II).
3.2.3. «Методика диагностики опосредованного аудиально - зрительного ощущения
Материалом, необходимым для проведения методики «Диагностика опосредованного аудиально - зрительного ощущения», слу¬жат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку дошкольного возраста говорят следующие слова: [59, с. 114].
«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, ко¬торые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания психолог делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок дол¬жен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо та¬кое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачи¬тывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисун¬ку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыс¬лу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Заключение:
Предметом данного дипломного исследования выступал анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.
Проблема исследования заключалась в том, что как в истории психологии, так и в психологии современной исследование перцептивной сферы сосредоточено, в основном, на более старших годах, тогда как на наш взгляд, крайне немаловажным бы выступило освещение данной тематики в аспекте её истоков, т.е. дошкольного возраста.
Объектом данного исследования выступали дети дошкольного возраста (5-7 лет), разделённые на три численно (по 20 человек) и гендерно (10 мальчиков, 10 девочек) эквивалентные в зависимости от семейных условий, в которых протекает жизнедеятельность дошкольников (полные семьи, неполные семьи и семьи с негенетическими родителями (мать или отец)).
Целью данного дипломного исследования являлся анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.
Были реализованы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.
2. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста.
3. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста
4. Провести экспериментальное исследование специфики перцептивной сферы дошкольников.