Дипломная по теме: Исследование специфики перцептивной сферы дошкольников

Название работы: Исследование специфики перцептивной сферы дошкольников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА I. ВОСПРИЯТИЕ В КОНСТРУКТЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7

1.1. Восприятие как психологический феномен 7

1.1.1. Константность восприятия 7

1.1.2. Осмысленность восприятия 9

1.1.3. Историчность восприятия 12

1.2. Развитие восприятия в дошкольном возрасте. 14

1.2.1. Восприятие цвета и формы. 14

1.2.2. Восприятие целого и части. 15

1.2.3. Восприятие картинки. 17

1.2.4. Восприятие времени. 19

1.2.5. Восприятие пространства. 21

1.2.6. Восприятие художественных произведений. 23

1.2.7. Восприятие человека. 25

Вывод по главе 28

ГЛАВА II. ОЩУЩЕНИЕ В КОНСТРУКТЕ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 31

2.1. Ощущение как психологический феномен 31

2.1.1. Зрительные ощущения 31

2.1.2. Слуховые ощущения 33

2.1.3. Вибрационные ощущения 34

2.1.4 Обонятельные ощущения 34

2.1.5. Вкусовые ощущения 35

2.1.6. Кожные ощущения 36

2.1.7. Статические ощущения 37

2.1.8. Органические ощущения 37

2.2. Развитие ощущения в дошкольном возрасте 38

2.2.1. Процесс развития ощущений 38

2.2.2. Развитие ощущений у детей-дошкольников 39

Выводы по главе 40

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПЕРЦЕПТИВНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ 43

3.1. Цели, задачи, гипотезы исследования 43

3.2. Организация и методика исследования 44

3.2.1. «Методика измерения объема восприятия» 44

3.2.2. «Методика оценки объема динамического восприятия» 45

3.2.3. «Методика диагностики опосредованного аудиально - зрительного ощущения 45

3.3. Результаты и их обсуждение 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57

ПРИЛОЖЕНИЕ. СТИМУЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 61

Выдержка:

Введение:

Предметом данного дипломного исследования выступает анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.

Проблема исследования заключается в том, что как в истории психологии, так и в психологии современной исследование перцептивной сферы сосредоточено, в основном, на более старших годах, тогда как на наш взгляд, крайне немаловажным бы выступило освещение данной тематики в аспекте её истоков, т.е. дошкольного возраста.

Объектом данного исследования выступают дети дошкольного возраста (5-7 лет), разделённые на три численно (по 20 человек) и гендерно (10 мальчиков, 10 девочек) эквивалентные в зависимости от семейных условий, в которых протекает жизнедеятельность дошкольников (полные семьи, неполные семьи и семьи с негенетическими родителями (мать или отец)).

Целью данного дипломного исследования является анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста

4. Провести экспериментальное исследование специфики перцептивной сферы дошкольников.

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что дошкольный возраст – важный период, который создает фундамент для формирования новых психических образований, что будут далее развиваться в ходе учебной деятельности.

Глава 3:

В первую очередь психолог должен сформировать у ребенка желание выполнять задание. Исследование проходит индивиду¬ально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком. Испытуемый приступает к выполнению задания после устной инструкции: «На таблице нарисованы цифры от 1 до 25. Необхо¬димо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры».

Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выпол¬нения задания. При обработке результатов обследования подсчитывается об¬щее время Е поиска цифр. Хороший результат у детей старшего дошкольного возраста – до 20 секунд, средний – 20- 25 секунд, низкий – свыше 25 секунд [46, с. 83]. (Таблица II).

3.2.3. «Методика диагностики опосредованного аудиально - зрительного ощущения

Материалом, необходимым для проведения методики «Диагностика опосредованного аудиально - зрительного ощущения», слу¬жат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования ребенку дошкольного возраста говорят следующие слова: [59, с. 114].

«Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, ко¬торые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».

После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания психолог делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок дол¬жен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо та¬кое, что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачи¬тывает очередное слово или выражение. Как только эксперимент закончен, психолог просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.

За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисун¬ку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыс¬лу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.

Заключение:

Предметом данного дипломного исследования выступал анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.

Проблема исследования заключалась в том, что как в истории психологии, так и в психологии современной исследование перцептивной сферы сосредоточено, в основном, на более старших годах, тогда как на наш взгляд, крайне немаловажным бы выступило освещение данной тематики в аспекте её истоков, т.е. дошкольного возраста.

Объектом данного исследования выступали дети дошкольного возраста (5-7 лет), разделённые на три численно (по 20 человек) и гендерно (10 мальчиков, 10 девочек) эквивалентные в зависимости от семейных условий, в которых протекает жизнедеятельность дошкольников (полные семьи, неполные семьи и семьи с негенетическими родителями (мать или отец)).

Целью данного дипломного исследования являлся анализ особенностей развития перцептивной сферы детей дошкольного возраста.

Были реализованы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной тематике.

2. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть восприятие в конструкте перцептивной сферы детей дошкольного возраста

4. Провести экспериментальное исследование специфики перцептивной сферы дошкольников.

Похожие работы на данную тему