Введение:
Актуальность исследования.
Умение оценивать себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. Между тем в школе вопросам фоpмиpования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее pоль недооценивается. Однако, неадекватная самооценка может стать причиной различных девиаций личности ребенка.
В наше время одна из основных проблем подросткового возраста заключается в повышенной конфликтности у детей. Повышенная агрессивность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения подростка с родителями, учителями, сверстниками.
Изучения проблемы конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И.Сорокиной и др.
Вопросы влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучались А.А.Реаном.
Цель исследования – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
Объект исследования - учащиеся 11-го класса средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – влияние самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.
Задачи исследования:
1) Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Выявить особенности самооценки и конфликтности личности старшеклассников.
3) Опровергнуть влияние уровня самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.
Гипотеза: Самооценка взаимосвязана с тенденцией к конфликтному поведению.
Глава 2:
Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариан¬тов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:
□ очень часто - 4 балла;
□ часто - 3 балла;
□ иногда - 2 балла;
□ редко - 1 балл;
□ никогда - 0 баллов.
Тест используется как индивидуально, так и в группе.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:
0-25 баллов - высокий уровень самооценки;
26-45 баллов - средний уровень самооценки;
46-128 баллов - низкий уровень самооценки.
При высоком уровне самооценки человек оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях. При среднем он редко страдает от «комплекса неполноценности» и время от времени старается подладить¬ся под мнения других.
При низком уровне самооценки человек болезненно переносит критику в свой адрес, старается всегда считаться с мнениями других и часто страда¬ет от «комплекса неполноценности».
Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена [24]
1. Определить, какие два признака или две иерархии признаков будут участвовать в сопоставлении как переменные А и В.
2. Проранжировать значения переменной А, начисляя ранг 1 наименьшему значению, в соответствии с правилами ранжирования. Занести ранги в первый столбец таблицы по порядку номе¬ров испытуемых или признаков.
3. Проранжировать значения переменной В, в соответствии с теми же правилами. Занести ранги во второй столбец таблицы по порядку номеров испытуемых или признаков.
4. Подсчитать разности d между рангами А и В по каждой строке таблицы и занести в третий столбец таблицы.
5. Возвести каждую разность в квадрат: d2. Эти значения занести в четвертый столбец таблицы.
6. Подсчитать сумму квадратов d2.
Заключение:
В данном исследовании были рассмотрены теоретические и эмпирические аспекты влияния самооценки на уровень конфликтности личности.
В зарубежной психологии поиски индивидуально-психологических детерминант конфликтного поведения обусловлены тем, к какому направлению в психологии принадлежит автор. В соответствии с этим выделяют следующие теории конфликтного поведения: трансактный анализ (Э.Берн), теория структурного баланса Ф.Хайдера и др.
В отечественной психологии, где господствующим был деятельностный подход в изучении психологических феноменов, были получены также интересные данные в работах Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной.
Как выяснилось исследование влияния уровня самооценки личности на конфликтность рассматривается преимущественно с позиции агрессивного поведения. Проведенные исследования (А. Реан) подтверждают наличие корреляционных связей между уровнем самооценки и конфликтности личности. Однако с содержательно-психологической точки зрения понятия "агрессивность" и "конфликтность" обозначают различные психологические феномены.
На эмпирическом этапе исследования мы подобрали методики (Тест «Оценка уровня конфликтности» В.И.Андреева, тест «Изучение самооценки личности») для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности, провели их диагностику, провели количественную и качественную обработку результатов диагностики, анализ полученных результатов.
Для проверки гипотезы о влиянии уровня самооценки на уровень конфликтности личности, мы использовали сравнение выборочных средних показателей самооценки и уровня конфликтности личности, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, значение которого опровергло гипотезу о влиянии самооценки на уровень конфликтности личности.