Введение:
Актуальность исследования.
Умение оценивать себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. Между тем в школе вопросам фоpмиpования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее pоль недооценивается. Однако, неадекватная самооценка может стать причиной различных девиаций личности ребенка.
В наше время одна из основных проблем подросткового возраста заключается в повышенной конфликтности у детей. Повышенная агрессивность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения подростка с родителями, учителями, сверстниками.
Изучения проблемы конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И.Сорокиной и др.
Вопросы влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучались А.А.Реаном.
Цель исследования – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
Объект исследования - учащиеся 11-го класса средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – влияние самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.
Задачи исследования:
1) Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
........
Глава 2:
Цель – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
Этапы исследования:
1 этап. Подбор методик для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности. Проведение диагностики.
2 этап. Количественная и качественная обработка результатов диагностики. Анализ полученных результатов.
Методики исследования:
Тест «Оценка уровня конфликтности» В.И.Андреева
В процессе исследования было проведено тестирование для обнаружения уровня конфликтности личности при помощи теста (см. приложение 1) предлагаемого В.И. Андреевым.[9]
При ответе на 14 вопросы теста из трёх предлагаемых вариантов ответа предлагается выбрать один и записать его.
В соответствии с набранными баллами (см. ключ в приложении 1), определяется уровень конфликтности личности:
14 – 17 – очень низкий уровень
18 – 20 – низкий
21 – 23 – ниже среднего
24 – 26 – чуть ниже среднего
27 – 29 – средний
30 – 32 – чуть выше среднего
33 – 35 – выше среднего
36 – 38 – высокий
39 –42 – очень высокий.
Изучение самооценки личности [17]
Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:
□ очень часто - 4 балла;
□ часто - 3 балла;
□ иногда - 2 балла;
□ редко - 1 балл;
□ никогда - 0 баллов.
Тест используется как индивидуально, так и в группе.
Обработка и интерпретация результатов
Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:
0-25 баллов - высокий уровень самооценки;
26-45 баллов - средний уровень самооценки;
46-128 баллов - низкий уровень самооценки
.........
Заключение:
На этапе теоретического исследования мы рассмотрели основные концептуальные подходы в исследовании конфликтного поведения.
В зарубежной психологии поиски индивидуально-психологических детерминант конфликтного поведения обусловлены тем, к какому направлению в психологии принадлежит автор. В соответствии с этим выделяют следующие теории конфликтного поведения: трансактный анализ (Э.Берн), теория структурного баланса Ф.Хайдера и др.
В отечественной психологии, где господствующим был деятельностный подход в изучении психологических феноменов, были получены также интересные данные в работах Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной.
Так же мы рассмотрели особенности конфликтного поведения. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Стратегии реализуются через различные тактики. Стратегии и тактики различаются между собой по степени обобщенности. Стратегия - это набор макроскопических целей. Тактики - средства достижения этих целей.
В третьем параграфе теоретической части нами был рассмотрен вопрос взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
Как выяснилось исследование влияния уровня самооценки личности на конфликтность рассматривается преимущественно с позиции агрессивного поведения. Проведенные исследования (А. Реан) подтверждают наличие корреляционных связей между уровнем самооценки и конфликтности личности. Однако с содержательно-психологической точки зрения понятия "агрессивность" и "конфликтность" обозначают различные психологические феномены.
...........
Целью эмпирического исследования было изучение взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
На данном этапе исследования мы подобрали методики (Тест «Оценка уровня конфликтности» В.И.Андреева, тест «Изучение самооценки личности») для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности, провели их диагностику, провели количественную и качественную обработку результатов диагностики, анализ полученных результатов.
В результате диагностики уровня конфликтности личности старшеклассников в группе было выявлено 6 (30%) подростков со средним уровнем конфликтности личности, 10 (50%) – с уровнем чуть выше среднего, 2 (10%) – с уровнем выше среднего, 1 (5%) с уровнем четь ниже среднего, 1 (5%) – с высоким уровнем конфликтности.
Обработка первичных результатов диагностики самооценки показала, что в выборке нет ни одного респондента с высоким уровнем самооценки, 5 (25%) имеют средний уровень самооценки, 25 (75%) – низкий уровень самооценки.
........