Курсовая практика по теме: Исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности

Название работы: Исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

32 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 5

1.1. Концептуальные подходы в исследовании конфликтного поведения 5

1.2. Стили конфликтного поведения 7

1.3. Влияние самооценки на уровень конфликтности личности 13

Вывод по первой главе 18

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ 19

2.1. Организация и методики исследования 19

2.2. Интерпретация и анализ результатов исследования 22

Вывод по второй главе 26

Заключение 27

Литература 28

Приложение………………………………………………………………………31

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования.

Умение оценивать себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. Между тем в школе вопросам фоpмиpования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее pоль недооценивается. Однако, неадекватная самооценка может стать причиной различных девиаций личности ребенка.

В наше время одна из основных проблем подросткового возраста заключается в повышенной конфликтности у детей. Повышенная агрессивность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения подростка с родителями, учителями, сверстниками.

Изучения проблемы конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И.Сорокиной и др.

Вопросы влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучались А.А.Реаном.

Цель исследования – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.

Объект исследования - учащиеся 11-го класса средней общеобразовательной школы.

Предмет исследования – влияние самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.

Задачи исследования:

1) Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

........

Глава 2:

Цель – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.

Этапы исследования:

1 этап. Подбор методик для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности. Проведение диагностики.

2 этап. Количественная и качественная обработка результатов диагностики. Анализ полученных результатов.

Методики исследования:

Тест «Оценка уровня конфликтности» В.И.Андреева

В процессе исследования было проведено тестирование для обнаружения уровня конфликтности личности при помощи теста (см. приложение 1) предлагаемого В.И. Андреевым.[9]

При ответе на 14 вопросы теста из трёх предлагаемых вариантов ответа предлагается выбрать один и записать его.

В соответствии с набранными баллами (см. ключ в приложении 1), определяется уровень конфликтности личности:

14 – 17 – очень низкий уровень

18 – 20 – низкий

21 – 23 – ниже среднего

24 – 26 – чуть ниже среднего

27 – 29 – средний

30 – 32 – чуть выше среднего

33 – 35 – выше среднего

36 – 38 – высокий

39 –42 – очень высокий.

Изучение самооценки личности [17]

Тест-опросник включает 32 суждения. По ним возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по следующей схеме:

□ очень часто - 4 балла;

□ часто - 3 балла;

□ иногда - 2 балла;

□ редко - 1 балл;

□ никогда - 0 баллов.

Тест используется как индивидуально, так и в группе.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитать общее количество баллов по всем суждениям:

0-25 баллов - высокий уровень самооценки;

26-45 баллов - средний уровень самооценки;

46-128 баллов - низкий уровень самооценки

.........

Заключение:

На этапе теоретического исследования мы рассмотрели основные концептуальные подходы в исследовании конфликтного поведения.

В зарубежной психологии поиски индивидуально-психологических детерминант конфликтного поведения обусловлены тем, к какому направлению в психологии принадлежит автор. В соответствии с этим выделяют следующие теории конфликтного поведения: трансактный анализ (Э.Берн), теория структурного баланса Ф.Хайдера и др.

В отечественной психологии, где господствующим был деятельностный подход в изучении психологических феноменов, были получены также интересные данные в работах Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной.

Так же мы рассмотрели особенности конфликтного поведения. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Стратегии реализуются через различные тактики. Стратегии и тактики различаются между собой по степени обобщенности. Стратегия - это набор макроскопических целей. Тактики - средства достижения этих целей.

В третьем параграфе теоретической части нами был рассмотрен вопрос взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.

Как выяснилось исследование влияния уровня самооценки личности на конфликтность рассматривается преимущественно с позиции агрессивного поведения. Проведенные исследования (А. Реан) подтверждают наличие корреляционных связей между уровнем самооценки и конфликтности личности. Однако с содержательно-психологической точки зрения понятия "агрессивность" и "конфликтность" обозначают различные психологические феномены.

...........

Целью эмпирического исследования было изучение взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.

На данном этапе исследования мы подобрали методики (Тест «Оценка уровня конфликтности» В.И.Андреева, тест «Изучение самооценки личности») для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности, провели их диагностику, провели количественную и качественную обработку результатов диагностики, анализ полученных результатов.

В результате диагностики уровня конфликтности личности старшеклассников в группе было выявлено 6 (30%) подростков со средним уровнем конфликтности личности, 10 (50%) – с уровнем чуть выше среднего, 2 (10%) – с уровнем выше среднего, 1 (5%) с уровнем четь ниже среднего, 1 (5%) – с высоким уровнем конфликтности.

Обработка первичных результатов диагностики самооценки показала, что в выборке нет ни одного респондента с высоким уровнем самооценки, 5 (25%) имеют средний уровень самооценки, 25 (75%) – низкий уровень самооценки.

........

Похожие работы на данную тему