Введение
Актуальность исследования.
Умение оценивать себя закладывается в раннем возрасте, а развитие и совершенствование его проходит в течение всей жизни человека. Уровень самооценки человека во многом определяет его поведение и развитие. Между тем в школе вопросам фоpмиpования самооценки уделяется недостаточное внимание, ее pоль недооценивается. Однако, неадекватная самооценка может стать причиной различных девиаций личности ребенка.
В наше время одна из основных проблем подросткового возраста заключается в повышенной конфликтности у детей. Повышенная агрессивность, неумение находить выход из конфликтных ситуаций часто становятся источниками нарушения межличностного общения подростка с родителями, учителями, сверстниками.
Изучения проблемы конфликта и конфликтной личности рассматривается в рамках науки конфликтологии такими исследователями как С.Г. Шуман, В.П. Шуман, М.Т. Авсиевичем, Л.И.Мельником, Т.А. Полозовой, Н.В. Гришиной, А.И.Сорокиной и др.
Вопросы влияния самооценки на уровень конфликтности личности изучались А.А.Реаном.
Цель исследования – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
Объект исследования - учащиеся 11-го класса средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования – влияние самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.
Задачи исследования:
1) Провести обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2) Выявить особенности самооценки и конфликтности личности старшеклассников.
3) Опровергнуть влияние уровня самооценки на уровень конфликтности личности старшеклассников.
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ
2.1. Организация и методики исследования
Цель – исследование взаимосвязи самооценки и уровня конфликтности личности.
Этапы исследования:
1 этап. Подбор методик для диагностики уровня самооценки и конфликтности личности. Проведение диагностики.
2 этап. Количественная и качественная обработка результатов диагностики. Анализ полученных результатов.
Методики исследования:
Тест «Оценка уровня конфликтности» В.И.Андреева
В процессе исследования было проведено тестирование для обнаружения уровня конфликтности личности при помощи теста (см. приложение 1) предлагаемого В.И. Андреевым.[9]
При ответе на 14 вопросы теста из трёх предлагаемых вариантов ответа предлагается выбрать один и записать его.
В соответствии с набранными баллами (см. ключ в приложении 1), определяется уровень конфликтности личности:
14 – 17 – очень низкий уровень
18 – 20 – низкий
21 – 23 – ниже среднего
24 – 26 – чуть ниже среднего
27 – 29 – средний
30 – 32 – чуть выше среднего
33 – 35 – выше среднего
36 – 38 – высокий
39 –42 – очень высокий.
Литература
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Просещение, 2000. – 515 с.
2. Еромолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник/ О.Ю. Ермолаев. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2—4. – 336 с.
3. Змановская Е.В. Девиантология. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1987. - 360 с.
5. Латынов В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон. Обзор зарубежных исследований по психологии конфликта // Иностранная психология, том 1, № 2, 1993. — С. 87-92.
6. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
7. Леонов Н.И. Концептуальные подходы в исследовании конфликтного поведения. – Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2004. – 12 с.
8. Леонтьев А. П. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Наука, 1982. - 300 с.
9. Общение и формирование личности школьника / Под ред. А.А. Бодалева и Р.Л. Кричесвкого. - М., 1987. - 285 с.
10. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
11. Основы психологии: Практикум/ Ред. Сост. Л.Д.Столяренко. – ростов н/Дону: изд-во Феникс, 2004. – 704 с.
12. Основы психологии: Практикум/ Ред. Сост. Л.Д.Столяренко. – ростов н/Дону: изд-во Феникс, 2004. – 704 с.
13. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие/ Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
14. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 192 с.
15. Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 312 с.
16. Психология личности. Тексты. - М.: Просвещение, 1982. - 512 с.
17. Психология формирования и развития личности. - М.: Просвещение, 1981. - 432 с.
18. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. – М.: Просвещение, 1998. – 354 с.
19. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.
20. Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. - Ростов на Дону, 1994.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989.
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
23. Сонин В.А., Шлионский Л.В. Классики мировой психологии. – СПб.: Питер, 2001 . – 734 с.
24. Сорокина А.И. Исследование конфликтности в детском возрасте: Учеб.-метод. пособие. - Уфа: БГПУ, 2001. - 37 с.
25. Сорокина А.И. Конфликтные проявления как форма позитивной активности в детском возрасте. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. – 313 с.
26. Сорокина А.И., Сорокин В.А. Прикладное исследование конфликтных ситуаций посредством теории графов: Учеб.-метод. пособие. - Уфа: Творчество, 2001. - 29 с.
27. Сорокина Н.Д. Понятие и функции социального конфликта // Традиции и современность в социологии: Сб. докл. профессоров, преподавателей и науч. сотрудников. - М.: МАКС Пресс, 2001. - С.63-67.
28. Теория личности в западноевропейской и американской психологии. / Ред. и составитель Райгородский. Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1996.
29. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1989.
30. Чекина В. Д. Некоторые вопросы устойчивости самосознания и самооценки личности. – Интернет.