Введение:
Логистика (logistics) - наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и др. материальными и нематериальны-ми операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, мате-риалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в со-ответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хране-ния и обработки соответствующей информации. Основными объектами иссле-дования в логистике являются издержки логистические, информационный по-ток, логистическая система, логистическая функция, логистическая цепь, логи-стические операции, материальный поток и др.
В рамках логистических систем решается ряд задач и их комплексов, включая прогнозирование потребности в продукции транспорта, контроль за состоянием запасов; сбор и обработка заказов; определение последовательно-сти и звенности продвижения материального потока по логистической цепи и т. п. Принципы логистики находят также применение при проектировании гибких производственных систем, гибких систем складской грузопереработки и анало-гичных систем. Издержки логистические в гибких производственных системах составляют значительную долю себестоимости продукции, а временные затра-ты на выполнение логистических операций составляют, как правило, не менее 30 % длительности производственного цикла.
Для решения различных практических задач в логистике широко приме-няются математический аппарат запасов теории, теории вероятностей, графов теории, теории статистических решений, теории информации, массового об-служивания теории, математической статистики, методы программирования линейного, программирования математического, программирования динамиче-ского, моделирования имитационного, оптимизации методы., сетевые методы планирования и управления и др.
Глава 3:
Складские помещения оснащаются стеллажами, подъемно-транспортным, весовым и другим оборудованием. Средства оснащения должны обеспечивать условия хранения материалов, удобство выполнения складских работ и увели-чение вместимости складов. В настоящее время в ряде цехов ОАО «ИжАвто» используются механизированные и автоматизированные склады, на которых детали в унифицированной таре помещаются автоматическими штабелерами в свободные ячейки высотных стеллажей или выдаются со склада по команде компьютера. Информация об уровнях запаса деталей также получается с помо-щью компьютеров.
Организация работ на складах ОАО «ИжАвто» предусматривает приемку, размещение, хранение, подготовку к выдаче и выдачу материалов, а также учет движения материалов.
За порядок на складе, сохранность и учет движения материалов несет от-ветственность заведующий складом (кладовщик).
Завоз материалов на склад производится по оперативным месячным или декадным планам ОМТС. Поступившие материалы подвергаются количествен-ной и качественной приемке в соответствии с сопроводительными документами (накладными, сертификатами и др.) и техническими условиями. В случае не-достачи или некачественности материалов составляются акты для предъявле-ния претензии поставщику или транспортной организации.
При размещении и хранении материалов должны обеспечиваться сохран-ность материалов, максимальное использование площадей, а также удобство выполнения приемно-отпускных и учетных операций. Различают следующие принципы размещения материалов: сортовой, партионный и комплектный. При хранении материалы обычно располагаются в порядке последовательности их номенклатурных номеров.
Организация отпуска материалов предусматривает подготовку их к произ-водственному потреблению, т.е. комплектование, нарезку, раскрой металла на заготовки и т.д. Это обеспечивает экономию материалов и контроль за их ис-пользованием. Основанием для отпуска материалов со складов являются лими-ты, устанавливаемые для цехов и участков на основе их производственной про-граммы и норм расхода. По массовым видам сырья и топлива требование оформляется раз в месяц на основе данных о расходе, фиксируемых в шихто-вых журналах и суточных отчетах. Доставка материалов в цехи производится либо самими цехами (пассивная форма), либо складами по графику (активная форма).
Централизованная система обеспечения цехов ОАО «ИжАвто» материаль-ными ресурсами предусматривает составление службой МТС графиков снаб-жения цехов, которые передаются складам и диспетчерской службе предпри-ятия. Транспортная экспедиция в составе бригад грузчиков, использую транс-портные средства и погрузочно-разгрузочные механизмы, обеспечивает заго-товку и передачу материалов для каждого цеха по графику. Соответствующие склады своевременно подготавливают материалы к отгрузке, а диспетчерская служба следит за соблюдением графика поставки.
Заключение:
В последние годы в сфере товарного обращения ряда стран произошли существенные изменения, в хозяйственной практике стали использоваться но-вые методы и технологии доставки товаров, которые базируются на концепции логистики. Идеи интеграции снабженческо – производственно - распредели-тельных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформиро-вались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяй-ственной практики – логистику.
Основное направление в определении логистики связано с функциональ-ным подходом к товародвижению, то есть управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от постав-щика к потребителю.
Логистика – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там (если это производственное предприятие) и покидающего это предприятие потока материальной продукции (материалов, сырья и т.п.) и соответствующего ему информационного потока с целью опти-мального, например, с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия. Важнейший ас-пект логистики – возможность влиять на стратегию и тактику работы предпри-ятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели.
Логистика имеет несколько функциональных областей или, другими сло-вами, имеется несколько видов логистики: закупочная, запасов и сбытовая. Со-ответственно в логистической цепи, то есть пути, по которому проходят товар-ный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья: закупка товаров, их хранение и реализация.
Факторами, обуславливающими бурное развитие логистики в настоящее время является: