Введение:
Современная торговля и гостинично-ресторанный бизнес становятся наиболее динамично развивающимися отраслями российской экономики. Со-гласно проведенному обследованию маркетинговым агентством «Step by Step» в марте 2006 года основными критериями выбора респондентами того или иного ресторана среднего ценового уровня являются атмосфера и каче-ство кухни.
С начала 90-х годов сеть общественного питания увеличилась в 6,5 раза. Летом в Москве она увеличивается примерно на 700 точек за счет от-крытия летних кафе. Растущая конкуренция привела к поиску наиболее эф-фективных методов обслуживания населения, возникла необходимость в не-дорогих, но с хорошим уровнем кухни и сервиса предприятиях общественно-го питания. Руководители респектабельных ресторанов стали стремиться за-рабатывать не на космических ценах, а на количестве посетителей.
У жителей и гостей столицы с каждым годом все больше возможностей выбирать рестораны, кафе, бары не только по набору сервисных услуг, но и по кухне. В городе насчитывается 535 предприятий с различными нацио-нальными кухнями, представлены 42 страны или региона мира.
Если говорить о соотношении дорогих и средних ресторанов в Москве, то заведения со средней стоимостью ужина от 10 до 20 евро составляют 54%, от 20 до 40 евро - 37%, свыше 40 евро - 9%, а чек на сумму более 60 евро лишь у 7% ресторанов.
Проблема развитие сферы общественного питания заключается в том, что создается иллюзорное представление о предприятиях общепита, как об источнике получения больших и быстрых денег. Кафе, бары, закусочные от-крываются без исследования рынка и обоснования необходимости и эконо-мической целесообразности предприятия в конкретном месте, что нередко приводит к их скорому краху.
Наиболее высокий процент закрытия предприятий относительно от-крытия - в промышленных районах (73%), далее - районы массовой застрой-ки (59%). В центральных районах процент закрытия предприятий составляет 39%, т. е. его уровень в два раза ниже среднеотраслевого уровня по городу (59%).
Предметом исследования в дипломной работе является маркетинг, цель которого как комплексной системы организации производства и сбыта со-стоит в удовлетворении нужд и потребностей клиентов. Маркетинг как кон-цепция управления и как вид деятельности является определяющим для раз-вития и выживания предприятий сферы общественного питания благодаря созданию конкурентных преимуществ.
Глава 3:
Подходы к определению экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления маркетингом, предлагаемые различными авторами, можно разделить на три основных направления:
- определение эффективности через результаты производственно-хозяйственной деятельности и соответствующие технико-экономические по-казатели;
- определение экономической эффективности с помощью показателей, непосредственно характеризующих процесс управления и его результаты;
- определение экономической эффективности на основе сочетания пер-вых двух подходов, то есть учитывая влияние совершенствования управле-ния на изменение результатов функционирования как производства, так и аппарата управления.
Исходя из существующего уровня развития теории управления и по-требностей практики совершенствования управления маркетингом, наиболее обоснованным и целесообразным является определение экономической эф-фективности в результате диверсификации управления при максимальном использовании действующей системы показателей экономической эффектив-ности. При этом речь идет об экономическом эффекте только от мероприятий по совершенствованию управления, а не об эффективности управления во-обще. При определении эффективности мер по диверсификации управления должны быть выявлены и учтены все возможные изменения различных эле-ментов и звеньев системы управления, а также взаимосвязи между ними.
Для определения экономической эффективности проводимых меро-приятий рассчитываются следующие показатели:
- экономия от осуществленной диверсификации управления, в том чис-ле:
а) от снижения себестоимости продукции за счет реорганизации аппа-рата управления;
б) за счет других факторов, не связанных с себестоимостью продукции;
- сокращение общей численности рабочих и служащих;
- рост производительности труда;
- затраты на выполнение мероприятий.
Показатели могут быть разбиты на две группы:
- характеризующие изменения параметров управляющей системы ап-парата управления;
- характеризующие результаты производственно-хозяйственной дея-тельности в целом.
В первую группу входят показатели снижения себестоимости продук-ции за счет сокращения аппарата управления. В качестве обоснования здесь выступают конкретные мероприятия по диверсификации управления, яв-ляющиеся реальным источником экономии.
Во вторую группу включены следующие показатели;
- экономия от мероприятий по диверсификации управления;
- сокращение общей численности рабочих и служащих;
- рост производительности труда.
Определение экономической эффективности мероприятий по диверси-фикации управления включает также расчет затрат на их разработку и вне-дрение и эффект, ожидаемый от их осуществления.
При оценке и выборе вариантов мероприятий по диверсификации мар-кетингового управления должна быть обеспечена сопоставимость рассчиты-ваемых и сравнительных показателей с учетом:
Заключение:
Выводы и предложения, отражая логику исследования, представлены в соответствующих главах и разделах. Вместе с тем на защиту дипломного проекта следует вынести наиболее важные из них:
Исследовав роль маркетинга в рыночной экономике можно сделать вы-вод о том, что он является социально-управленческим процессом, посредст-вом которого индивиды и группы людей путем создания продуктов и их об-мена получают то, в чем они нуждаются. Маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллио-нов потребителей.
Рассмотрение особенностей маркетинга в индустрии гостеприимства и ресторанного бизнеса позволяет сделать вывод о том, что эти отрасли не со-держать существенных отличий от других отраслей сферы услуг, поэтому здесь оправдано применение всех теоретических основ современного марке-тинга услуг. При этом в этой отрасли имеется ряд отличий (высокую эласти¬чность по отношению к уровню дохода и ценам, потребление услуги только непосредствен¬но в месте их производства) которые предполагают специфич-ность маркетинга ресторанного бизнеса. Эти специфические особенности ус-луги ресторана ока¬зывают существенное влияние на маркетинг в ресторан-ном бизнесе.
Проанализировав значение маркетинговой службы как составной части структуры управления предприятием можно отметить, что на ее структуру существенное влияние оказывает типы ее построения и размеры предпри-ятия.
В результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности ресторана «Царская охота», при учете и ограничении влияния слабых сторон и угроз, что обеспечит предприятию конкурентные преимущества.
Оценка сильных и слабых сторон является важнейшим началом совер-шенствования деятельности любого предприятия. Поэтому каждый ресторан должен анализировать и оценивать свой собственный потенциал, а также факторы, которые находятся вне сферы постоянного контроля менеджеров и могут оказать влияние на его стратегию.
Проведенный ситуационный анализ ресторана «Царская охота» свиде-тельствует о повышении товарооборота и финансовых показателей, преобла-дании сильных сторон над слабыми, наличии ресурсов для реализации воз-можностей и противодействии потенциальным угрозам.
Рассмотрев место и роль отдела маркетинга в ресторане «Царская охо-та» можно отметить, что он является важным элементом в структуре управ-ления рестораном и состоит из 2 сотрудников. Его функционирование обес-печивает выбор наиболее выгодных рынков в соответствии с ресурсами и возможностями ресторана, разработку рыночных стратегий на основе де-тального изучения тенденции развития рынка и прогноза возможных объе-мов продаж.