Введение:
Новый федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - 94-ФЗ), введенный в действие с 1 января 2006 г., кардинально меняет существовавшую ранее практику размещения государственного и муниципального заказа (далее - заказа).
Под действие закона теперь подпадают заказы, начиная с 60 тысяч руб., а не с 250 тысяч руб., как ранее. Введены новые способы размещения заказа такие, как аукционы, запрос котировок при оказании гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, закупка на товарных биржах. Предусмотрено создание органов, уполномоченных на размещение заказов, осуществление контроля, ведение Реестра государственных контрактов, ведение официального сайта.
Процесс размещения заказа регламентирован, начиная с принятия решения о размещении и заканчивая процедурами обжалования результатов и действий субъектов, обеспечивающих его размещение. Предусматривается единое нормативно-правовое и методическое обеспечение процесса размещения заказа с обязательной разработкой типовых форм конкурсной и аукционной документации, извещений, протоколов и т.д.
Глава 4:
Одной из самых положительных сторон специализированного отдела является установление партнерских отношений между заказчиками и поставщиками. Поскольку специализированный отдел обычно финансируется по результатам работы, его сотрудники не меньше поставщиков заинтересованы в успешной реализации проекта. Специализированный отдел сможет сгладить шерховатости в отношениях заказчика с участниками, неизбежно возникающих при реализации любого проекта, в том числе сможет своевременно указать заказчику не только на допускаемые нарушения, но и, на первый взгляд, незначительные просчеты, которые, в конечном счете, ведет к снижению эффективности самого проекта.
Нельзя не сказать о том, что специализированный отдел несет ответственность как за каждого специалиста в отдельности, так и за результаты работы всей компании.
По расчетам экономистов, основанных на данных о результатах деятельности заказчиков по созданию специализированных отделов, дополнительная экономия средств достигает 5 %. И эта цифра получена, при крайне ограниченной информации, с учетом работы «сомнительных» компаний, не говоря уже о том, что практика создания таких отделов только начинает развиваться.
Заключение:
Таким образом, вступивший в действие с 1 января 2006 г. новый федеральный закон коренным образом меняет процесс размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Он открывает возможности дальнейшего совершенствования процесса размещения заказов, делая его более прозрачным, регламентированным, сокращая базу для злоупотреблений при размещении бюджетных средств, делая возможным реальное повышение эффективности размещения заказа. Использование процедур, аналогичных введенным новым законом, позволило в Москве в 2005 г. увеличить объем средств, размещаемых посредством открытых конкурсов и аукционов до 160 млрд. руб. по сравнению со 131 млрд. руб., размещенным в 2004 г.
При этом процент средств, сэкономленных при размещении городского заказа повысился до 9, % по сравнению с 5,4% в 2004 г.
В то же время уже сегодня стали понятны проблемы, с которыми придется столкнуться при внедрении положений нового федерального закона в практику размещения заказов. А значит необходимо будет как совершенствование и корректировка практики применения процедур размещения заказов, так и уточнение нормативно-правовых актов и методических разработок, регламентирующих размещение заказов.
Это соответствует современной концепции стратегического управления при реализации государственной политики в области экономики и социального развития, предусматривающей при необходимости корректировку стратегии и принимаемых стратегических решений в соответствии с изменениями как внешних, так и внутренних условий ее реализации. Как показывает опыт, к успеху приводит объединение