Введение:
Актуальность темы. Интерес общества к семье и браку постоянно велик и основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи. В условиях глубоких трансформационных изменений в политике, экономике, иных сферах общественного устройства, именно семья, происходящие в ней изменения, определяют во многом динамику демографической ситуации. Семья – динамичная структура, постоянно развивающаяся, изменяющаяся. Изменения российского института семьи зависит от отношения общества и государства к семье.
О том, что семья в нашем обществе по значимости далеко не на первом месте, могут свидетельствовать то, что в реалиях нашей жизни наличие, размер семьи, готовность в ближайшее время создать семью и стать родителями оказывается нейтральным, а в худшем случае негативным фактором во всех сферах жизнедеятельности российского человека.
Современное российское общество сталкивается с глубокими изменениями основ жизнедеятельности. Их следствием стало радикальное снижение уровня жизни многих социально уязвимых слоев, рост бедности, безработицы, миграции, что привело к существенным изменениям статусно-ролевых стратегий поведения значительного числа российских семей с детьми. Возникли новые социально-экономические формы их жизни, свидетельствующие о смене привычной системы ценностей и мотивов поведения.
Деформации подвергаются не только личностные и групповые отношения, но и институциональные основы семьи. Индикаторами их деформации служат показатели снижения рождаемости детей в расчете на одну семейную группу, увеличение числа семей, находящихся в социально опасном состоянии. Одной из характерных черт деформации института семьи является отнесение каждой пятой семейной группы к неполной по своему составу, что предопределяет скрытое, а затем и явное социальное неблагополучие детей.
Вектор неблагополучия детства в значительной мере обусловлен состоянием семейно-брачных отношений. С начала 80-х годов прошлого века снижение числа зарегистрированных брачных союзов. Особенно существенным оно было в 1989-1995 гг. В. 2002 г. было зарегистрировано немногим более одного миллиона браков (в 1989 – 1, 4 млн.). Распространение незарегистрированных брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За 1989 – 2002 гг. доля таких детей удвоилась и составила 30% от общего числа ежегодных рождений. За межпереписной период на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и такими же темпами возросло число разведенных .
Глава 2:
Обязанность материально поддерживать детей, оставшихся с матерью после распада брака, и общение с ними, на первый взгляд, не связаны между собой. Однако исследования указывают на то, что при отсутствии общения чаще встречаются и неплатежи алиментов. Об этом говорят ответы как мужчин в 1998, так и женщин в 1993 году, причем по этому вопросу цифры оказываются очень близкими. Чем теснее общение между отцами и их детьми, тем реже случаи неплатежей.
Состояние конфликта между супругами в процессе развода, в том числе и по поводу встреч с детьми, не оказывало большого влияния на выплату алиментов в 1993 году, однако в конце 90-х годов оно несколько увеличивает риск невыполнения отцами своих обязательств материально поддерживать детей (14% невыплат против 8%, если конфликтов не было). Можно предположить, что это связано с ростом почти в два раза случаев решения вопросов об алиментах по договоренности между супругами без судебного разбирательства. Матери идут на это, поскольку средний размер алиментов при таком договоре оказывается существенно выше, а выплаты более регулярными. Отцы же, имея теневые доходы, могут сами решать, какую сумму выделить на обеспечение детей, оставшихся с матерью после развода. Таким образом, материальная поддержка детей, как и участие в воспитании, все больше зависит от доброй воли отцов и не контролируется со стороны государственных институтов, что усиливает неопределенность и нестабильность уровня жизни семей разведенных женщин с детьми.
В целом можно сделать вывод о том, что в нашей стране социологов и психологов интересует отношение к разводу, взаимоотношения в семье после разводов. Но мы можем отметить, что данные исследования касаются исключительно только мужчин и женщин, хотя дети также являются участниками этого процесса. Для того, чтобы иметь точное представление о последствия разводов, об особенностях взаимоотношений, нам кажется целесообразным провести социологическое исследование взаимоотношений детей и отцов после развода.
Заключение:
Таким образом, нами рассмотрена проблема взаимоотношения отцов и детей после развода, и в частности особенности этого взаимоотношения со стороны подростков в возрасте 13 -18 лет. Исследовательские задачи, поставленные в начале работы, решены как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. В нашей работе определены ключевые характеристики социальной политики как особого социального института, рассмотрено функционирование социальной политики с инструментальной точки зрения, описана социальная политика в регулировании института семьи. Кроме этого, подводя результаты исследования нами сделана попытка определения начального этапа в совершенствовании социальной политики по отношению к семье и детству.
В самом исследовании определены особенности взаимоотношений детей и отцов с позиции подростка.
Не вызывает сомнения, что семья в своеобразной форме отражает, воспроизводит совокупность общественных интересов, оказывает активное влияние на все сферы социальной жизни. От состояния семьи во многом зависят темпы изменения общества, его стабилизация и перспективы. Поэтому вполне естественно, что изучение семьи, выяснение характера противоречий между семьей и социальной средой имеет актуальное значение. Что касается семьи как социального института, то сейчас она нуждается в поддержке государства, как никогда. Дело в том, что по итогам экономических реформ именно стабильность семьи оказалась под угрозой, а множество детей оказались в бедственном положении.
С начала 80-х годов прошлого века снижение числа зарегистрированных брачных союзов. Особенно существенным оно было в 1989-1995 гг. В. 2002 г. было зарегистрировано немногим более одного миллиона браков (в 1989 – 1, 4 млн.). Распространение незарегистрированных брачных союзов привело к увеличению числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака. За 1989 – 2002 гг. доля таких детей удвоилась и составила 30% от общего числа ежегодных рождений. За межпереписной период на 40% увеличилось число лиц, никогда не состоявших в браке, и такими же темпами возросло число разведенных.
В последнее время в стране ежегодно расторгается примерно 800 тыс. браков (в 1989 расторгнуто 583 тыс. браков), в результате около 400 тыс. несовершеннолетних детей остаются без одного из родителей. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие в браке менее пяти лет.