Введение:
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
Оценка конкурентоспособности продукции на рынке является очень важным звеном в деятельности организации. На современном этапе, стабильное и экономически эффективное функционирование компании невозможно без анализа положения дел в отрасли, определения своего места в ней. Только после этого следует решать, как позиционировать продукцию относительно конкурентов, чтобы достичь существенного конкурентного преимущества.
Вопрос конкурентоспособности является достаточно изученным в теоретическом аспекте, но на практике конкурентоспособность зависит и от отрасли производимой продукции и от организационной деятельности руководства компании и от других факторов.
Конкурентоспособность продукции исследовали в своих работах многие авторы: Ф.Котлер, Романов А.Н., Дж.Р.Эванс, Маджаро С., Долинская М.Г., Соловьев И.А., Баззел Р. и др.
Котлер Ф. в своей книге «Основы маркетинга» использует современный подход в оценке конкурентоспособности. В данной работе широко используются практические и наглядные примеры.
Работа Романова А.Н. «Маркетинг» является одним из первых отечественных фундаментальных учебным пособий по маркетингу. В данной работе подробно рассмотрен такой аспект маркетинговойдеятельности, как конкурентоспособность продукции.
Глава 3:
Полные затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты.
Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:
установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;
анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период Оценки кон¬курентоспособности;
выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей, оцениваемой и конкурирующей продукции.
На основе изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, а также величины этих параметров, требуемых потребителю, и весомость каждого в общем наборе.
В случае невозможности определения базы для сравнения может использоваться косвенный метод оценки конкурентоспособности с помощью образца, особенно если оценивается продукция известного класса, и на рынке суще¬ствуют ее аналоги. Товар-образец моделирует потребность и позволяет сравнить его параметры с параметрами продукции, подлежащей оценке.
Таким образом, конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потре¬бителю, или с параметрами изделия-образца. Сравниваемые параметры должны выражаться в одинаковых величинах измерения. Сравнение производится по группам технических и экономических параметров.
При оценке конкурентоспособности могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы. При ограниченных возможностях получения необходимой информации для оценки конкурентоспособности трудностях подбора образца-аналога могут применяться упрощенные методы.
Один из вариантов оценочной оценки — использование графиков средней величины экономических параметров изделия в зависимости от его основного технического параметра или полезного эффекта. Эти графики могут быть построены путем осреднения полных затрат для отдельных моделей, отличающихся техническими параметрами (например, грузоподъемностью производительностью и пр.). Указанный средний уровень удельных полных затрат может рассматриваться как база для оценки конкурентоспособности продукции, которая предлагается покупателям на данном рынке.
Сопоставление продукции ведется по таблице сравнения параметров. В результате сравнения одним из методов (дифференциального, комплексного или смешанного) дается одно из следующих заключений:
продукция конкурентоспособна на данном рынке в сравниваемом классе изделий;
продукция обладает низкой конкурентоспособностью в сравниваемом классе изделий на данном рынке;
продукция полностью неконкурентоспособна в сравниваемом классе из¬делий на данном рынке.
Заключение дополняется выводами о преимуществах и недостатках оцениваемой продукции по сравнению с аналогами, а также предложениями о мерах, которые должны быть приняты для улучшения положения ее на рынке.
Заключение:
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Сегодня многие предприятия вынуждены работать в стратегических хозяйственных зонах, характеризующих риском вследствие недостаточно глубокого знания критических для выживания предприятия факторов внешней среды: поведения потребителей, позиции конкурентов, правильного выбора партнеров, создания конкурентоспособного ассортимента товаров и услуг и иной рыночной информации. Анализ сложившихся основ маркетинга показывает, что в основном объектом исследования выступают потребительские рынки, в то время как промышленным рынкам уделяют недостаточно внимания.
В связи с этим в нашей работе раскрываются предмет, метод и объект промышленного маркетинга. Также в работе сформулированы основные отличия промышленных рынков от потребительских, рассмотрены характеристики рынков товаров производственного назначения, характеристики спроса на продукцию производственно – технического назначения, комплекс маркетинга. Теоретические основы необходимы для правильной выработки и реализации управленческих решений в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Основные цели предприятия на данный момент: расширение доли рынка, и увеличение доли прибыли. Для достижения поставленных целей ОАО «Урюпинский крановый завод» реализует следующие стратегии:
1. Расширение и поиск новых рынков сбыта, для основной продукции включая страны ближнего зарубежья.
2. Производство новой продукции для уже сложившихся потребителей (агрегаты АПК – сельскохозяйственная промышленность).
3. Производство и внедрение на рынке новой продукции для абсолютно новых потребителей (производство грузоподъемной техники для предприятий нефтяной промышленности).
Анализ динамики производства основных видов продукции ОАО «Урюпинский крановый завод» показывает, что в ней находят отражение все основные макроэкономические тенденции, что свидетельствует о том, что предприятие активно изучает рыночную конъюнктуру, следит за изменениями потребностей в отросли краностроительной продукции, оперативно реагирует на эти изменения, обновляя ассортимент, совершенствуя уже существующую продукцию.
Все это свидетельствует о том, что для ОАО «Урюпинский крановый завод», как и для большинства предприятий, сформировавшихся во времена плановой экономики, актуальны идеи интрапренерства (развития на базе действующей производственно – хозяйственной единицы предприятия предпринимательского типа, гибкого в организационно – технологическом плане и восприимчивого к новым идеям и возможностям).