Введение:
Актуальность исследований организации маркетинга на отечественных предприятиях в новых условиях хозяйствования определяется, прежде всего, продолжающейся переориентацией предприятий на удовлетворение в первую очередь запросов потребителей продукции и требований рыночной экономики. Назрела необходимость в принципиально новой организации производства и управлении им, которая должна способствовать успешному решению, казалось бы, взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.
Кроме того, работа в условиях жесткой конкуренции на рынке требует активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности предприятия. Обеспечение оптимального сбыта произведенной продукции требует, в свою очередь, от предпринимателей ориентации на запросы и предпочтения целевых групп потребителей, а также формирования соответствующего рыночного спроса по объему и качественным характеристикам. Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятий должно быть положено в основу разработки основных направлений предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ, оперативных и стратегических планов на микроуровне.
В настоящее время наибольший практический интерес представляют следующие методы и приемы маркетинга: организация систематического и всестороннего изучения рынка, максимальный учет его требований при планировании выпуска товаров, прогнозирование работы с учетом предполагаемых тенденций развития рынка, комплексный подход к проблемам создания новых видов продукции, методы целенаправленного совершенствования системы сбыта товаров, приемы направленного комплексного воздействия на потребителей.
Для реализации всех этих мероприятий необходимо организовать на предприятии службу маркетинга. Именно она должна стать связующим звеном между предприятием и конечным потребителем.
Маркетинг выступает как ведущая функция предприятия, которая увязывает решения финансовых, кадровых и других производственных задач. Значение функции маркетинга может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней среды, однако это не означает, что он стремится подчинить себе все остальные функциональные области.
Глава 3:
Предлагаемая организационная структура позволит наилучшим образом управлять продукцией и услугами фирмы, постоянно ориентируясь при этом на изменяющуюся рыночную среду.
Служба маркетинга в фирме функционирует в виде отдельного отдела, как было выше отмечено. Но для улучшения эффективности деятельности фирмы необходимо усилить роль маркетинга, придавая ему главное положение в системе управления ЗАО «Связьсервис».
Телекоммуникационное направление компании «Связьсервис» в настоящий момент охватывает четыре вида рынков:
• Рынок нефти и газа – «нефтегазовый сектор»
• Рынок банков и финансовых структур
• Рынок охранной деятельности
• Рынок государственных учреждений
Анализ потребителей, их потребностей и особенностей представленных рынков, приведенный в аналитической части работы, позволяет говорить о схожести первого и второго сегмента потребителей и существенном отличии их от третьего сегмента.
Таким образом, организация службы маркетинга компании должна поддерживать и развивать существующие рынки и товарные марки компании и иметь признаки функциональной организации.
Наиболее полно приведенным требованиям отвечает организация службы маркетинга по товарному производству, представленная на рисунке 10.
Рассмотрим подробнее предложенную структуру, а также функции групп, функциональные обязанности сотрудников и связь с другими подразделениями компании.
Основные принципы, которые предлагается заложить при создании службы маркетинга, следующие:
• служба маркетинга организуется в виде самостоятельного подразделения (департамента);
• департамент маркетинга имеет в своем составе группы (отделы), которые планируют, организуют и контролируют выполнение определенных маркетинговых функций компании;
• в процессе своей деятельности департаменту маркетинга в специальном (функциональном) отношении подчиняются соответствующие подразделения компании; т.е. департамент маркетинга выполняет роль своеобразного «интеллектуального штаба» компании.
Заключение:
Актуальность темы обусловлена тем, что в современных рыночных условиях, темпы развития предприятия во многом зависят от результатов макро- и микро- рынка. Исследованием данных показателей занимается на предприятиях, служба маркетинга.
Работа выполнена по материалам ЗАО «Связьсервис», предприятия которое, работает на рынке Сургута с 1994 года и является одной из самых динамично и успешно развивающихся компаний в Сургуте.
В процессе анализа ознакомились с организационной структурой ЗАО «Связьсервис». Отдел Маркетинга и Рекламы работает с упором на внутренний рынок в основном с целью расширения продаж и поиска перспективных рынков сбыта. Отдел Логистики занимается поиском перспективных изделий и контактов на внешнем рынке, а также отслеживает и сопровождает выполнение уже заключенных ранее договоров. Отдел Сбыта контролирует распространение продукции фирмы на внутреннем и внешнем рынках.
Основными направлениями деятельности компании по Уставу являются: телекоммуникационные системы, системы сбалансированного электропитания, системы безопасности, системы защиты информации в сетях, автоматизированные системы управления.
Анализ финансового состояния ЗАО “Связьсервис” “ и его изменений за анализируемый период показал, что предприятие в целом имеет устойчивое финансовое состояние. Условие платежеспособности выполняется. Денежные средства и активные расчеты покрывают краткосрочную задолженность предприятия.
Для анализа маркетинговой среды телекоммуникационных услуг были опрошены с помощью интервью 26 представителей крупных компаний потребителей телекоммуникационных услуг г. Сургута (ЗАО «Левша», ООО «Сибирьгазбанк», ООО «Сургутгазпром», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Ньюком» и др.).
Из проведенного анализа можно резюмировать о том, что в общем рынок телекоммуникационных услуг в г. Сургуте отличается хорошим качеством выполняемых работ. Более востребованы среди предприятий и организаций услуги монтажа и наладки систем сбалансированности питания, автоматизированных систем управления, систем защиты информации, корпоративных и других сетей. При выборе того или иного субъекта рынка телекоммуникационных услуг, потребитель руководствуется в первую очередь, рекомендациями коллег и знакомых, а уж затем сервисом, квалификацией персонала, сроками выполнения заказа и наличием современных технологий.