Введение:
В системе маркетинга фирма, действующая на рынке, рассматривается не сама по себе, а с учетом всей совокупности отношений и информационных потоков, связывающих ее с другими субъектами рынка. Условия окружающей среды, в которой действует фирма, принято называть маркетинговой средой фирмы. Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы определил следующим образом: «Маркетинговая среда фирмы – совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества». 1
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду (факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Актуальность темы дипломной работы очевидна, так как конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
Глава 3:
Из таблицы 3.2.13, видно следующее, рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) в 2001 году была самой высокой по сравнению с предыдущими годами. В 2001 году рентабельность производственной деятельности равна 31,15%, что свидетельствует о хорошей деятельности предприятия и об увеличении прибыльности предприятия. То же самое можно сказать о рентабельности продаж. Рентабельность капитала также возросла.
В целом, анализируя данные таблиц, мы пришли к следующим выводам: предприятие в 1999-2001 годах восстановило платежеспособное положение. Но коэффициенты финансовой устойчивости повысились за счет привлечения дополнительных заемных средств. Предприятию необходимо привлечь дополнительные кредитные средства и планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу и повысить свою конкурентоспособность.
Заключение:
Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.
Целью данной работы явилось изучение вопросов анализа конкурентоспособности предприятия в том виде, который универсален для всех предприятий, независимо то рода их деятельности. Однако специализация предприятия накладывает свои особенности на задачи и результаты анализа его конкурентоспособности. Группировка показателей конкурентоспособности, данная в этой работе, достаточно условна. Анализируя конкурентоспособность, необходимо оценить качественную и количественную взаимозависимость всех сфер деятельности предприятия.
В условиях нестабильной экономики (например, спад производства), высоких темпов инфляции фактические показатели за прошлые периоды не могут являться единственной базой оценки конкурентоспособности предприятия в будущем. В этом случае должны использоваться либо прогнозные данные для анализа конкурентоспособности, либо рассматриваемый способ оценки конкурентоспособности предприятия (организации) дополнится другими.
Проанализировав бухгалтерскую отчетность ОАО «ТНПКО» за 1999-2001 года можно говорить о слабой конкурентоспособности предприятия, особенно в сфере финансов.