Введение:
Сегодня профессионалы, занимающиеся проблемами обучения и воспитания детей, направляют свои усилия на поиск наилучших путей и способов развития ребенка, будущего полноценного, ответственного и самостоятельного члена общества.
В современных условиях очень важно найти механизмы воздействия на социализацию личности, раскрыть способы влияния на этот процесс, выявить условия, обеспечивающие успешное вхождение ребенка в жизнь общества, выстроить систему качественной социальной, психолого-педагогической помощи и поддержки. По этой причине в школе родились новые должности педагог-психолог и социальный педагог, которые оказывают два принципиально новых вида услуг: социальная помощь - содействие решению проблем человека, психологическая помощь - консультирование по проблемам человека.
Когда человек сталкивается с социально- педагогическими проблемами, он нуждается в социально - педагогическом консультировании. Современному поколению детей с каждым годом сложнее справляться со своими проблемами
К сожалению, до сих пор, по данным литературы, нет четких представлений о содержании и основных подходах в социально-педагогическом консультировании, хотя необходимость разработки данной темы подчеркивается многими исследователями и практиками – социальными педагогами [13, с.5-6].
Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме.
Объект исследования: социально-педагогическое консультирование.....
Глава 2:
Психологическое консультирование подростков, должно быть основано на гуманистическом подходе, предполагающем прежде всего субъектное отношение к консультируемому. Как субъект собственной жизни подросток имеет мотивы, и стимулы к развитию своего неповторимого внутреннего мира, его активность на¬правлена на адаптацию и самореализацию. Он, как пра¬вило, способен нести ответственность за свою жизнь. В части субъект-субъектного взаимодействия психологическое консуль¬тирование подростков не отличается от консультирова¬ния других категорий. В ходе консультирования необходимы специальные дей¬ствия, актуализирующие активность и ответственность консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в свои силы и возможности, «разрешение» на пробы и ошибки, распределение ролей в ходе консультации, пе¬редающее ответственность подростку, и т.д. Специфика консультирования обусловливается возрастом, и заказом на консультацию. Содержательная спе¬цифика консультирования будет определяться характе¬ром вопросов, в разрешении которых человек хочет по¬лучить помощь. Анализируя литературу и опыт работы с подростками, И.В. Кузнецова (1996) вы¬деляет три наиболее типичные группы вопросов:
— вопросы взаимоотношений: поиск друга, партне¬ра, спутника жизни; получение признания у значимых людей; преодоление страхов и барьеров во взаимодей¬ствии с разными людьми; формирование навыков об¬щения, преодоление конфликтов; улучшение взаимоот¬ношений с родителями, друзьями, педагогами и дру¬гими значимыми лицами; преодоление переживаний, связанных с отсутствием понимания и поддержки или, наоборот, гиперопекой и ограничениями автономии и самостоятельности;
— вопросы, связанные с обучением, способами де¬ятельности и жизнедеятельности, выбором профессии, планированием жизненного и профессионального пути; преодоление трудностей обучения, развитие познава¬тельных функций (памяти, внимания, мышления); вы¬работка индивидуальной стратегии, способов и стиля деятельности, поиск вариантов и путей реализации социальной и профессиональной активно¬сти.....
Заключение:
Процесс влияния на человека – это процесс педагогического и психологического воздействия. Этим занимается социальный работник, социальный педагог.
Задача социального педагога состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая могла бы помочь человеку выйти из кризиса, в котором он оказался.
Современная школа нуждается в специалистах, которые бы:
• содействовали администрации, педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса;
• содействовали в приобретении учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, достижения успеха в жизни;
• оказывали помощь обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
• содействовали педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности, способности к активному, социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
• предотвращали проблемы, своевременно выявляли и устраняли причины, порождающие их, обеспечивали превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана) отклонений в поведении людей, их общение и, таким образом, способствовали оздоровлению окружающей их микросреды......