Введение:
Актуальность темы. Макаронное производство занимает достаточно большую нишу в экономике страны. Данный вид производства в России в последнее время наращивает свои обороты, так как возрастает покупательский спрос на данную продукцию. Предприятия-производители макаронной продукции в последнее время уделяют огромное внимание качеству и широкому ассортименту, что характеризует их с положительной стороны.
Макаронные изделия представляют собой продукты отформованные из пшеничного теста в виде трубочек, нитей, ленточек, фигурок и высушенные до влажности 13%. Производство макаронных изделий возникло вначале XVIII в Италии и на юге Франции. В середине века прессующие устройства производились в действие посредством лошадиной силы или на водяных мельницах, а при появлении первых машин появились паровые агрегаты. В России макаронные изделия появились при Петре 1. Первая фабрика была построена в 1797 г в Одессе. Изделия готовили вручную. Первые прессы и тестокаты появились в России в 20-е годы XIX в, гидравлические прессы стали использовать позднее. Развитие макаронной промышленности в нашей стране началось в 1923 г.
Макаронные изделия имеют важное значение в торговле и в культуре питания человека, что обусловлено некоторыми свойствами. Макаронные изделия имеют высокую питательную ценность, хорошую усваиваемость, длительность хранения более года (они не черствеют, как хлеб, и менее гигроскопичны по сравнению сухарями) без ухудшения вкусовых и питательных свойств, безопасность в употреблении, разнообразие способов приготовления, экономичность. Так как макаронные изделия содержат до 13% влаги, поэтому их условно можно отнести консервам.
Глава 2:
В общем виде конкурентоспособность товаров – это мера их потребительской привлекательности. Конкуренция может преследовать удовлетворение потребностей потребителя, а может состоять в борьбе за его свободные средства. Именно отсюда, как можно сделать вывод, различают товары, применительно к которым правильнее было бы говорить о конкуренции потребностей потребителя.
Конкуренция означает следующее:
1. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.
2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.
Анализируя разные подходы трактовки конкурентоспособности товаров, можно сделать следующие выводы.
1. Эффект для изготовителя, часто не представляют интерес для потребителя. Таким образом, в наиболее общем случае можно утверждать, что потребителя не интересуют условия проектирования, производства и транспортировки товара до поступления его на рынок, а непосредственную ценность представляют лишь потребительские свойства, каким бы путем они не были достигнуты.
2. Необходимым элементом определения уровня качества продукции является сравнение с базой, выбор которой бывает достаточно проблематичным.
3. С позиции качества можно сравнивать лишь однородные объекты с точки зрения не только назначения и области применения, но и основных конструктивных и технологических особенностей. С позиций же конкурентоспособности, где за базу берется удовлетворение конкретной потребности, возможно сопоставление и неоднородных образцов, различающихся по элементной базе, принципу функционирования, технологии изготовления, но представляющих различные способы удовлетворения одной и той же потребности.
4. Анализ качества, выполненный в соответствии с действующими нормативными документами, еще не дает оценки степе6ни конкурентоспособности продукции. Последняя определяется в процессе сбыта, т.е. зависит от реакции покупателя.
5. Можно утверждать, что для потребителя качество является обязательной характеристикой, но недостаточной для принятия решения о приобретении данного товара. Другими словами, конкурентоспособность определяется не просто отличными характеристиками товара, а его привлекательность для клиента, нацеленного на покупку, в этом заключается суверенитет потребителя: решающее слово остается за ним даже в тех случаях, когда он объективно не прав.
Таким образом, представляется, что проблема конкурентоспособности является комплексной, лежащей на стыке двух научных дисциплин:
- технической дисциплины товароведения;
- экономической дисциплины маркетинга.
Проблема анализа и оценки конкурентоспособности продукции в магазине «Продукты» должна решаться на основе согласованного применения теоретического и прикладного аппарата, созданного в рамках этих двух научных направлений, и включать решение следующих проблем:
Заключение:
При проведении исследования макаронных изделий в ОАО магазине «Продукты» г. …………… была обнаружена интересная особенность. Несмотря на то, что макароны являются одним из самых распространенных и известных продуктов на российском рынке и покупают их с разной периодичностью 91% населения, несмотря на то, что существует достаточно широкий выбор различных марок макаронных изделий, 55% респондентов затруднилось назвать хотя бы одну марку. Почему это так? Специалисты считают, что дело здесь в том, что при покупке изделий такого рода, люди больше ориентируются на вид макаронных изделий, их упаковку и цену, а не на марку. И я лично согласна со специалистами, потому что сама покупаю макароны вообще не смотрю на марку, а смотрю на внешний вид и цену. Поэтому из тех респондентов, кто все таки назвал хоть одну марку макарон, наибольшее количество (80%) упомянули «спагетти» как название марки макаронных изделий. А, как известно, это вовсе не марка, а вид макарон.
Итак, основные параметры, на которые ориентируется покупатель при выборе макарон это их вид, упаковка, цена, а также страна производитель.
Анализ структуры ассортимента макаронных изделий, реализуемых в ОАО магазине «Продукты» г. …………… показал, что широта и полнота ассортимента не достаточно удовлетворяет потребительский спрос. Стратегической задачей торгового предприятия ОАО магазин «Продукты» является цель расширения ассортимента макаронных изделий, путем повышения эффективности работы рекламной деятельности, проведения маркетинговых исследований в форме опроса населения, обратить внимание на выкладку товара. Новизна составила 60 % от всего ассортимента макаронных изделий. Показатель новизны достаточно высок и удовлетворяет потребительский спрос. Говоря о цене на макаронные изделия, то, походив по магазинам, я заметила разброс цен.... По словам специалистов, спрос на макаронные изделия традиционно испытывает следующие сезонные колебания: рост в зимние месяцы и падение спроса летом - в сезон овощей и фруктов. Более
дешевыми из макаронных изделий считаются такие виды, как вермишель, лапша и ракушки, более дорогими - фигурная продукция. Производители макарон стараются минимизировать рост цен на свою продукцию.