Формулировка темы:
Условия и задачи развития продуктивного мышления в учебной деятельности на примере уроков математики.
Обоснование темы:
Известно, что в разное время вопросами мышления занимались ученые-психологи различных школ и направлений.
Как процесс репродуктивный, процесс, в результате которого не возникает ничего принципиально нового, а происходит лишь перекомбинация исходных элементов, рассматривали мышление ассоцианисты (А. Бен, Д. Гартли). В настоящее время этот подход нашел свое выражение в бихевиоризме (А. Вейс, Б. Скиннер).
Выразителями другого подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являлись представители гештальтпсихологии (М. Вертгаймер, В. Келлер, К. Кофка и др.).
В трудах советских психологов продуктивность выступает как наиболее характер-ная, специфическая черта мышления, отличающая его от других психических про-цессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.
Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананье-ва, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других.
Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного (творческого) мыш-ления при обучении математике следует отметить работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.
Однако, при кажущемся обилии научного материала по этой тематике приходится признать, что конкретного фактического материала, позволяющего строить обучение школьников с учетом особенностей продуктивного мышления, нет. Существует мно-жество методических пособий по курсу математики в средней школе, но в ходе моей работы мне не встретилось ни одного, в котором были бы собраны и обобщены дан-ные, позволяющие развивать творческое мышление школьников на уроках матема-тики не выходя за рамки курса. И затрагивая вопрос о целесообразности моей рабо-ты можно сказать, что данное исследование не только возможно было провести, но, на мой взгляд, и необходимо.
Цель эксперимента:
определение оптимальных условий и конкретных методов развития продуктивного мышления на уроках математики в средней школе.
Предмет исследования:
проблемы теории продуктивного (творческого) мышления, а также изучение спо-собов развития продуктивного мышления на уроках математики в 7 классе.