Введение
Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху. Целевое начало в деятельности организации возникает отнюдь не только потому, что ей нужно иметь ориентиры, чтобы не погибнуть в изменяющемся окружении. В первую очередь целевое начало в деятельности организации возникает потому, что организация — это объединение людей, преследующих определенные цели.
Люди создают организации для того, чтобы с их помощью решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации имеют определенную целевую ориентацию. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию. Наконец, люди из внешнего окружения (покупатели, общественность, деловые партнеры и т.п.) так же, как и те, кто являются хозяевами организации или работают в организации, преследуя свои собственные цели при взаимодействии с организацией, придают ее существованию определенную направленность и тем самым развивают целевое начало в деятельности организации.
Первым и, может быть самым существенным решением при планировании будет выбор целей предприятия. Здесь необходимо подчеркнуть, что те предприятия, которые, вследствие своего размера, испытывают необходимость в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.
Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия детализирует статус предприятия и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Глава 3. Рекомендации по формированию миссии и целей организации
3.1. Необходимость создания группы целей для направления деятельности
Общие цели отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Существует типичная схема ранжирования общих целей, выражаемых путем формулирования общих направлений деятельности компании:
- Обеспечение максимальной рентабельности, при имеющемся наборе видов деятельности, определяемой следующими показателями: объем продаж, уровень и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества продукции и т.д.
- Обеспечение устойчивости положения фирмы по следующим направлениям: техническая политика (расходы на исследование и разработку новой продукции), потенциал конкурентоспособности (снижение издержек, проектирование новых рынков), инвестиционная политика (размеры капиталовложений и их направления), кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами, их подготовка и оплата и т.д.), решение социальных вопросов.
- Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает: разработку структурной политики, включая диверсификацию производства, вертикальную интеграцию, приобретения и слияния, развитие информационных систем.
Список литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. – 519 с.
2. Валуев С.А., Организационный Менеджмент. – М.: НОРМА, 1993.
3. Вершигора Е.Е. Менеджмент.. – М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Издательство Московского Университета, 1995.
5. Воронкова А. Э., Осыка А. П. «Менеджмент в производственной сфере». - Луганск: ВУГУ, 1996.
6. Вудкок М., Фрэнсис Д., Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело, 1994.
7. Герчикова Н.И. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.
8. Доблаев В.Л. Теория организации. М., 1995.
9. Искусство управления. Паркинсон С.Н, Рустомджи М.К. М.: Гранд, 1998.
10. Козаченко А. В., Воронкова А. Э., Коренев Э. Н. Основы корпоративного управления. – Луганск: Изд–во ВНУ, 2001.
11. Котлер Филип. Основы маркетинга: пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М., СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
12. Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1992. – 190 с.
13. Маркетинг ( А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ. 1996. 560 с.
14. Международный менеджмент. Учебник для вузов/ Под ред. С.Э.Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. – СПб: издательство "Питер", 2000. – 624с., ил.
15. Менеджмент организации. /Под. ред. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М. 1997.
16. Менеджмент. под общ. ред. Проф. Переверзева М.П. – М, ИНФРА-М, 2002.
17. Мильнер Б.З. Системный подход к организации управления. М., 1983.
18. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ц. Основы менеджмента: Пер с англ. - М.: Дело, 2000.
19. Основы менеджмента / под ред. проф. Вачугова Д.Д. - М., «Высшая школа», 2001.
20. Основы менеджмента./ Кабушкин Н.И. – Мн., «Новое знание, 2002.
21. Семёнова О. К. Менеджмент. – Братск: Лот, 1993.
22. Семь нот менеджмента-М.: ЗАО Эксперт,1998
23. Современная экономика. Под.ред. Мамедова О.Ю. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996;
24. Сульповар Л.Б. Маннапов Р.Г., Менеджмент: наука и искусство управления бизнесом - Тольяти: «Современник»,1992
25. Управление персоналом. / под ред. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. – М., Юнити, 2000.
26. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.