ВВЕДЕНИЕ
Важнейшей составной частью организационно-хозяйственной стороны процесса хозяйствования является коммерческая деятельность, осуществляемая участвующими в нем звеньями производителями, оптовыми и розничными торговыми предприятиями. Коммерческая деятельность неотъемлемое условие потребительского рынка, сферы коммерческого предпринимательства, где происходит обмен денег на товары и товаров на деньги. Под ней следует понимать процессы, связанные с производством, куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обращения и получением прибыли. При закупке и поставке товаров изучается рынок, устанавливаются хозяйственные связи с поставщиками, осуществляются коммерческие операции, направленные па коммерческие сделки, заключение контрактов и товарно-денежный обмен. Коммерческая работа должна сопровождаться коммерческими действиями и решениями исходя из условий конкретной внешней среды и конъюнктуры рынка. При выполнении коммерческих функций следует основываться на экономических законах рынка, финансовой политике и коммерческом праве.
В настоящее время благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность, и она должна быть ориентирована только на прибыльное, рентабельное хозяйствование, так как предприятие несет всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия.
Все операции по организации торгово-оперативных процессов и управлению ими с целью достижения высокой экономической эффективности работы торгового предприятия связаны, прежде всего, с рациональной организацией хозяйственных связей с поставщиками товаров, которые способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставке продукции и товаров народного потребления покупателям. Поэтому на каждом торговом предприятии должна проводиться работа по изучению и поддержанию хозяйственных связей с поставщиками.
2. КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА КАК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ
2.1. Организационная структура коммерческой фирмы
Рассмотреть все возможные варианты структур независимых коммерческих фирм практически невозможно, поэтому ниже будет проанализирована одна из наиболее типичных схем торговой компании, изложены принципы взаимодействия ее отдельных подразделений и даны общие рекомендации по наиболее важным организационным и коммерческим вопросам.
Коммерческие фирмы обычно создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью либо в форме закрытых или открытых акционерных обществ.
На рис. 1 представлена структура независимой коммерческой фирмы, которая составлена на базе рекомендаций, разработанных зарубежными коммерческими школами, и скорректирована с учетом опыта наиболее удачно работающих российских фирм. Такие структуры, обеспечивающие четкое руководство коммерческой деятельностью средних по объемам оборотов фирм, считаются наиболее компактными.
Высшим руководящим органом фирмы, организованной в форме акционерного общества (общества с ограниченной ответственностью), является общее собрание акционеров (пайщиков), которое наделено следующими основными полномочиями [7, с. 95]:
1) утверждать устав фирмы;
2) определять величину уставного капитала и порядок внесения средств;
3) принимать решения по выпуску акций;
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрютина Е.В. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. - М., 2000.
2. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Ростов-на-Дону, 2004.
3. Аниськова О.Г., Пигунова О.В Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. - М., 2002.
4. Берман Б., Эванс Дж.Р. Розничная торговля: Стратегический подход (пер. с англ. Клекоты Т.В., Левенко А.В., Пеляыского О.Л. и др.) Изд. 8-е. - М., СПб, Киев, 2003.
5. Бланк И.А. Управление торговым предприятием.- Киев, 1999.
6. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. - М., 1997.
7. Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Межиров Б.Л. и др. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: Учебник (под ред. Брагина Л.А.). - М., 2004.
8. Гуккаев В.Б. Розничная торговля: Правила, учет и налогообложение: Организация торговли; Лицензирование; Сертификация товаров; Примеры документального оформления торговых операций; Налогообложение. - М., 2004.
9. Дашков Л. П. Памбухчиянц В. К. Коммерция и технология торговли. - М., 1999.
10. Зубкова А.Д. Организация торговли непродовольственными товарами: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 2000.
11. Катина С. А. Организация коммерческой деятельности. - Ростов-на-Дону, 2002.
12. Козлов В.К., Уваров С.А. и др. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация, управление/Учебное пособие. С-Пб., 2000.
13. Манько А. В. Коммерция. Учебно-методическое пособие. М., 2002.
14. Ньюмэн Э., Каллен П. Розничная торговля: Организация и управление: Управление внешней средой; Маркетинг; Доставка товаров; Человеческие ресурсы/Пер. с англ. Ковачева Е., Сергеева О. (Под ред. Каптуревского Ю.). - СПб, 2005.
15. Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности. М., 1997.
16. Памбухчиянц В.К. Технология розничной торговли. М., 2001.
17. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. - М., 1999.
18. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 4-е изд. перераб. и доп. – М., 2002.
19. Патров В.В., Пятов М.Л., Липатова В.А. Розничная торговля. - М., 2003
20. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. М., 2003
21. Пономаренко Л.П. Торговля на рынках, с лотков и в магазинах: Правила реализации товаров. - Ростов-на-Дону, 2002
22. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М., 1998
23. Торговое дело: экономика и организация / Под общей редакцией проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. – М., 1997.
24. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. - М., 2002
25. Керимов В.Э. Проблемы анализа затрат в коммерческих организациях//Экономический анализ: теория и практика. - 2003. - №4.
26. Коменденко С.Н. Анализ и оценка эффективности инновационной деятельности коммерческой организации//Экономический анализ: теория и практика. - 2003. - №1.
27. Николаева Т.И Системная оценка эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли//Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - №4.