В первой части работы мы выявим сущность воспитательного коллектива. Выясним, какова структура воспитательного коллектива в школе. Также в теоретической части работы мы выявим стадии развития коллектива. Макаренко рассматривал три стадии развития коллектива. Условно их можно определить следующим образом: на первой стадии в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к детям, на второй – появление членов коллектива, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину – наиболее активные дети, трети стадия - когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.
Во второй части работы вы на примере одной из школ выясним, каковы условия формирования воспитательного коллектива.
Объект исследования – детский воспитательный коллектив. Предмет курсовой работы – условия формирования детского воспитательного коллектива. Цель данной курсовой работы – выяснить особенности условий формирования детского воспитательного коллектива.
Выполним следующие задачи:
1) Проанализируем литературные источники по данной проблеме.
2) Рассмотрим условия формирования детского воспитательного коллектива.
3) Выявим оптимальные условия для воспитания в детском коллективе.
Десять лет назад в Ягоднинской школе состоялась встреча первых выпускников П-Могилевской неполной средней школы выпусков 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940 и 1942 годов. Есть у каждого человека свой родной уголок, связанный с детством. Это щкола. На встречу с ней приехали убеленные сединой ветераны, те, кто полвека назад сидел за партой и назывался ее учеником. Они прибыли из разных концов страны:
Москвы, С-Петербурга, Риги, Пржевальска, Златоуста, Челябинска, Ханты-Мансийска, Первоуральска и других городов и сел нашей Родины. А всего их собралось более 70 человек. Сколько воспоминаний, мгновений радости, улыбок и слез было на этой встрече! Сколько добрых слов высказано школе, учителям, которые работали в то далекое довоенное время и которые работают сегодня! Вот некоторые высказывания участников встречи.
Ф. Г. Гринева, кавалер ордена "Знак Почета", г Курган: "Мы восхищены прекрасной Ягоднинской школой, прежде всего порядком и чистотой. Как любовно оборудованы учебные кабинеты! Мы, учащиеся довоенных лет могли о такой школе только мечтать. Учиться в ней великое счастье и она детям не забудется никогда".
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: «Педагогика», 1998.
2. Карякин С.П. Вопросы психологии и педагогики. – М.: «Начальное образование», 1999. - №3.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М..: «Педагогика», 1999.
4. Макаренко А.С. Сочинения. – М.: «Образование», 2002.
5. Петряков В.М. Демократизация школьной жизни// Школа, 2003. - №.4.
6. Подласый И.П. Педагогика /Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений.- М.: «Педагогика», 2001.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: «Педагогика», 1997.
8. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М.: «Наука», 2000.
9. Юсупов А.П. Психология воспитания подростка. – М.: «Образование», 1998.
10. Яновский С.П. Воспитание детского коллектива // Вопросы психологии.1995. №3.