Введение:
Проблема взаимоотношений подростков в коллективе недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Этим и обуславливается выбор темы: «Условия формирования детского воспитательного коллектива».
В данной исследовательской работе мы рассмотрим условия формирования воспитательного коллектива.
Наша исследовательская работа состоит из двух частей: первая часть – теоретическая, вторая – практическая.
В первой части работы мы выявим сущность воспитательного коллектива. Выясним, какова структура воспитательного коллектива в школе. Также в теоретической части работы мы выявим стадии развития коллектива. Макаренко рассматривал три стадии развития коллектива. Условно их можно определить следующим образом: на первой стадии в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к детям, на второй – появление членов коллектива, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину – наиболее активные дети, трети стадия - когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой.
Во второй части работы вы на примере одной из школ выясним, каковы условия формирования воспитательного коллектива.
Объект исследования – детский воспитательный коллектив. Предмет курсовой работы – условия формирования детского воспитательного коллектива. Цель данной курсовой работы – выяснить особенности условий формирования детского воспитательного коллектива.
........
Глава 2:
Где-то побеждая, где-то неизбежно ошибаясь, Антон Семёнович Макаренко добился своей цели – воспитательного коллектива. Сейчас в наших общеобразовательных средних школах не всегда можно найти крепкий, слаженный коллектив, поэтому труды Макаренко актуальны и в наши дни.
I) Самой первой задачей воспитателя является формирование лидерства. И действительно (!) – бесполезно учить воспитанников грамматике, если воспитатель не пользуется у них никаким авторитетом. То же самое мы видим и у вожатого в летнем лагере. Да и вообще в любом коллективе.
У опытного педагога есть много методов "зарабатывания авторитета". Приведу здесь мнение Антона Семёновича: "Я твёрдо решил, что буду диктатором, если другим методом не овладею". Я против того, чтобы детям драли уши, но так же я не уважаю воспитателей, которые не в состоянии грозно прикрикнуть на расшалившихся воспитанников. Впрочем, сам Макаренко ни одной минуты не считал, "что нашёл в насилии какое-то всесильное педагогическое средство".
II) Вторая стадия формирования коллектива – это предъявление требований активом, членам коллектива. Соответственно второй задачей воспитателя является создание актива. Здесь тоже есть множество методов: старосты, зам. старост, пом. старост и т. д. в школе; пом. вожатого в летнем лагере. На наш (и не только) взгляд, метод Антона Семёновича является более эффективным:
1)Отряды и командиры. Понятие командира включает в себя такое благородное понятие как ответственность. Ответственность за работу (в школе – учёбу) отряда. А стало быть – и за сам отряд.
Очень полезным методом является:
2)Совет командиров. Именно совет командиров и является тем институтом, перед которым командир несёт ответственность за отряд. Является лицом – гордостью или позором – отряда. Мы считаем, что в школе в этом самом месте существует очень большая недоработка, мы бы сказали – пробел. Перед кем несёт ответственность староста? Перед учителем? Учитель и так отвечает за весь класс. Перед кем староста представляет свой класс? Учитель и так знает своих воспитанников.
III) Третья стадия формирования коллектива – это предъявление требований коллективом (всеми его членами) каждому воспитаннику.
Самая сложная задача для воспитателя. Поднять её может либо слон, либо талант. Хочется вспомнить здесь свой ученический опыт. В первом классе моя учительница голосованием распределяла звания и обязанности: кто командир, кто уборщик, кто садовод – цветочки поливать в классе, кто санитар – оказать помощь тому, кто поранится. Все получили свои звания и обязанности и в течении месяца увлечённо играли. Однако где-то через месяц перестали. Кто-то разочаровался своей ролью, кому-то просто надоело. Рассмотрим причины неудачи:
.........
Заключение:
Мы рассмотрели интересную и важную проблему: проблему условий формирования воспитательного коллектива. В заключение подведем некоторые итоги курсовой работы:
Создать воспитательный коллектив сразу невозможно, для этого требуется длительное время. Поэтому развитие воспитательного коллектива делится на несколько этапов, которые характеризуются различными особенностями: первый в развитии коллектива характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся. Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину. Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это- тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя становится математически точной, организованной работой”.
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность и, во- вторых, необходимо организовывать и стимулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
Среди методов формирования воспитательного детского коллектива наиболее интересными актуальными являются идеи Макаренко. На их основе построены многие образовательные программы по формированию воспитательного коллектива.
....