дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Итак, экологическое воспитание дошкольников – это важнейший аспект в решении вопроса сохранения природы. Ведь в дошкольном детстве закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые на долго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Специфической чертой экологического образования дошкольников является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с растениями и животными, которые являются частью развивающей экологической среды в дошкольном образовательном учреждении.
Уже дети старшего дошкольного возраста могут усваивать закономерные связи живых организмов с окружающей средой и понимать правила общения с живыми существами, гуманно, бережно относиться к природе. Мир растений является той областью природы, в которой проявляются основные закономерности: целостность, взаимообусловленность явлений, их изменение и развитие. Центральная связь, определяющая все явления растительного мира и частные связи, зависимости ярко выражены во внешних проявлениях.
Мы считаем, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Особенности формирования у дошкольников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.
Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, принципы, условия экологического воспитания.
Характеристику средств, форм и методов экологического воспитания находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова.
В исследованиях Б.Н. Боневой, В.Г. Грецовой, Л.Ф. Захаревич, Р.Н. Мурсагуловой, Н.К Постниковой, И.А. Хайдуровой, Н.Е. Хрипач, Т.В. Христовской и др. раскрывается значение растений в воспитательно – образовательной работе с дошкольниками.
41. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 1996., с. 128.
42. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.
43. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М., 1999.
44. Программа воспитания и обучения в детском саду. / отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1985., с. 189.
45. Психолого-педагогические исследования содержания и методов уметь умственного воспитания./ Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1980.
46. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверович. – М., 1986.
47. Райнботе Х. Тайна растений. – М., 1984.
48. Родионов Т.П. Экологическое сознание народов Севера: состояние и проблемы. // Философия и общество. – 1998.
49. Свирская Л.В. Создание развивающей среды в дошкольном учреждении. – Новгород, 1994.
50. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М., Кучер Т.В. Экологическое образование в школе //Советская педагогика.-1990.№12.-С.47-49.
51. Сухомлинский В. А. Проблемы дошкольного воспитания. – М., 1980, с. 334., 407.
52. Урсул А.Д. Перспективы экоразвития. – М., 1990.
53. Фельдштейн Д.Н. Психология становления личности. – М., 1994.
54. Фокина В.Г. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7., с. 39.
55. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М., 1983.
56. Хрипач Н.Е. Уход за комнатными растениями. // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 12.
57. Шагун Г. и др. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологически журнал. – 1999. - № 1. – т. 15.
58. Ширяева А.С. Принципы, формы и содержание экологического воспитания и образование на современном этапе. / О ценностном подходе к изучению жизнедеятельности человека. – М., 1985.
59. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под. ред. А.С. Кошелевой. – М., 1987.
60. Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе // Психологический журнал. – 1995. - № 3. – Т.16.
В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы экологического воспитания дошкольников;
- исследовать экологическое воспитание в дошкольном учреждении;
- выявить уровень экологических знаний о комнатных растениях и особенности отношения к ним детей старшего дошкольного возраста;
- разработать доступную систему знаний для детей старшего дошкольного возраста о комнатных растениях.
- определить и экспериментально обосновать педагогические условия экологического воспитания в процессе ознакомления с комнатными растениями.
- разработать педагогические рекомендации по использованию комнатных растений в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи работы определили её композицию. Дипломная работа со- стоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект и предмет исследования, описываются цели, задачи, композиция дипломной работы;
- Первая глава, в которой определяется сущность экологического воспитания дошкольников, а так же рассматривается экологическое воспитание как новое и приоритетное направление в работе с дошкольниками;