ВВЕДЕНИЕ
Всякое общество со специализацией производства требует обмена и по-всеместно сталкивается с проблемами распределения и поиском ответа на во-прос: чего и сколько производить, как проинформировать об этом Потребите-лей, какой уровень цен необходимо установить?
Ответы на подобные вопросы дает маркетинг - процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения и реализации идей, про-дукции и услуг посредством обмена, удовлетворяющего целям отдельных лиц и организаций.
Маркетинг силен своей комплексностью. Элементы маркетинга своего ро-да буквы алфавита, и можно быть уверенным, что попытка выбросить из алфа-вита хотя бы одну букву или знак препинания сделает книгу плохо читаемой или вовсе непонятной. Точно так же отказ хотя бы от одного элемента марке-тинга сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием. Од-нако сам по себе маркетинг ещё не панацея от неудач. Вот лишь некоторые из причин, которые могут привести к ним:
недооценка потребности в стартовом капитале - следствие ошибок в оцен-ке скорости оборота финансовых средств, неоправданного занижения из-держек, слишком оптимистического прогноза объёма будущих продаж;
недостаточное исследование рынка, что приводит, в частности, к неверно обоснованным и недостаточно полным требованиям к потребительским свойствам и техническим параметрам продукции;
недостаток компетентности и отсутствия опыта в деле, которым Вы реши-ли заняться;
незнание основ управления финансами, что приводит к замораживанию средств в дебиторской задолженности, несоблюдению смет издержек, не-оправданному обращению к кредитам;
слабое владение искусством межличностного общения и другими навыка-ми управления.
План маркетинга является одним из важнейших разделов бизнес-плана предприятия, поскольку именно от использования различных элементов марке-тинга в конечном итоге зависит эффективность реализации бизнес-плана.
Разработчик комплексного бизнес-плана развития предприятия должен создать такие процедуры и такую политику, которые выразят предприятие как систему, а само перспективное планирование как процесс, с помощью которого эта система приспосабливает свои ресурсы к динамическим условиям внешней и внутренней среды. Бизнес-план может разрабатываться как для предприятия уже работающего на рынке, так и для становления инвестиционного проекта.
Маркетинговое обоснование сквозным образом пронизывает все содержание бизнес-плана и является наравне с финансовым планом и планом производства одной из его несущих конструкций.
Как правило, план маркетинга заключен в следующие разделы бизнес-плана:
краткое изложение проекта (маркетинговое подкрепление идеи бизнеса);
анализ рыночной ситуации (оценка емкости рынка, детальное исследова-ние потребителей и конкурентов);
производственный план (возможности рынка по обеспечению ресурсами);
стратегический рыночный план (стратегия и тактика поведения на рынке);
приложения (документы, необходимые для обоснования предпосылок, сделанных выше).
В рамках данной работы рассмотрены основные правила и процедуры со-ставления маркетингового раздела бизнес-плана, а также практическое исполь-зование данного раздела.