ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная реформа, начавшаяся в 2002 г., направлена на радикальное изменение условий формирования пенсионных прав застрахованных лиц и усиление гарантий реализации государственных пенсионных обязательств перед ними, всего исторически сложившегося механизма пенсионного обеспечения граждан страны, включая условия и порядок назначения, перерасчета, выплаты и доставки всех видов пенсий.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что изменения традиционных схем пенсионного обеспечения, то есть механизмов финансовых взаимоотношений между застрахованными лицами, страхователями и государственным страховщиком, ориентированы:
- на укрепление страховых принципов в системе пенсионного обеспечения;
- на существенное сокращение масштабов перераспределения страховых ресурсов от одних категорий застрахованных лиц к другим;
- на уменьшение объемов бюджетных средств, направляемых на "нестраховые формы" пенсионного обеспечения.
При этом значительно усложнились взаимоотношения застрахованных лиц с государственным страховщиком и страхователями по причине необходимости значительного увеличения объема персонифицированного (индивидуального) учета пенсионных прав застрахованных лиц. Кроме того, усилились требования к контролю за поступлениями страховых взносов на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, за формированием распределительной и накопительной частей пенсий в бюджетной системе Пенсионного фонда РФ (ПФР).
Предмет и метод исследования обусловлен тем, что в условиях пенсионной реформы взаимоотношения страхователей (работодателей и индивидуальных предпринимателей) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ) претерпели кардинальные изменения. Изменились и взаимоотношения застрахованных лиц со страхователями и страховщиками (государственными и негосударственными) в части возникновения и реализации пенсионных прав застрахованных лиц, назначения и выплаты основных видов пенсий.
Специфика отношений различных категорий застрахованных лиц (наемных работников, индивидуальных предпринимателей, лиц, являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств) с государственным страховщиком - Пенсионным фондом РФ рассматривается с учетом основных положений законодательных и нормативных актов по пенсионной реформе по состоянию на 1 июля 2004 г.
Конвертация пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал по усмотрению застрахованного лица может быть произведена с применением стажа работ, предоставляющего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вместо общего трудового стажа. Речь идет о работах в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда, с повышенной тяжестью и интенсивностью, подземных работах, а также об отдельных видах профессиональной деятельности.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению в отличие от трудовой пенсии по обязательному пенсионному страхованию является формой государственной гарантии замещения заработка или иного дохода, получаемого в трудоспособный период жизни, и непосредственно не связана с фактом уплаты страховых взносов от заработка, а в ряде случаев не зависит и от продолжительности трудового стажа.
В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ.
В случае если для назначения соответствующего вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Законом N 173-ФЗ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 01.04.96 г. №27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 25.10.2001 г. №138-ФЗ).
2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от15.12.2001 г. №167-ФЗ.
3. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» от 8.12.1995 г. (с изменениями и дополнениями от 28.06.1997).
4. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ.
5. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 30.11.2001 г. № 166-ФЗ
6. Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2001 год» от 10.01.2003 г. № 9-ФЗ // Пенсия № 2, 2003 г. С.22-26
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (части I и II) – Официальный текст. – М.: «ТД ЭЛИТ – 2004», 2002 г., 408 с.
8. Пенсионная реформа, под ред. Председателя правдения ПФР
М.Ю. Зурабова, «Современная экономика и право», М.: 2004 г.
9. Пенсионная реформа:[Сб.статей]/М-во труда и социал. развития Рос. Федерации и др. – М.: Просвещение, 2005.
10. Пенсионный счет для работающего человека// Новгород. – 19 декабря 2003. – С. 6.
11. Сорокин К.А. Комментарии к новому пенсионному законодательству. – М.: Юрайт-М, 2005. – 400 с.
12. Степина Л.С. О выплате пособий на погребение/ Л.С. Степина, Л.М. Новицкая, Ю.В. Хомко// Пенсия. – 2004. - №10. – С.21-24.
13.Писарева И.В. О документах, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению/ И.В. Писарева, Е.Н. Харитонова// Пенсия. – 2005. - №3. – С. 24-28.
14.Соловьев А.К. Результаты пересчета пенсий// Пенсия. – 2003. - №3. – С. 38-43.
15. Выплата и доставка трудовых пенсий в пенсионном процессе // Пенсия № 1, 2003 г. С.51-54
16. Актуарная оценка развития системы обязательного пенсионного страхования России до 2020 года // Пенсия № 3, 2003 г. С. 52-57
17. Платить или не платить//Пенсионное обеспечение. – 2002. - №11, - С.14-17.
18. Пенсионный счет для работающего пенсионера// Новгород – 19 декабря 2002. – С.6
19. Трудовые пенсии увеличиваются с 1 апреля 2003 года// Вечевой центр. – 3 апреля 2005. – С. 3.
20. Уровень жизни доходность основных финансовых инструментов в Российской Федерации// Пенсионные фонды и инвестиции. – 2004. - №5. С. 80.