Введение
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии.
Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Для того чтобы помощь таким детям была более эффективной, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не просто установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут служить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
Над умственной отсталостью работали и работают ученые (специалисты) разных наук: эмбриологи, психологи, невропатологи, психиатры, генетики и т.д. Знаменитый славянский педагог Ян Амос Коменский первым высказал мысль о необходимости проявлять заботу, о воспитании и обучении слабоумных. Знаменитый французский психиатр Филипп Пинель (1745-1826 гг.) хотя и нечётко, но первый различил две клинических формы слабоумия – врождённую и приобретённую. Ученик Пинеля Жан Этьен –Доминик Эскироль (1772 – 1840 гг.) для обозначения одной из градаций слабоумия ввёл термин «умственная отсталость». Впервые возможность воспитывать и обучать слабоумных практически была доказана знаменитым французским психиатром Жаном Итаром (1775 – 1838 гг.) – главным врачом Национального института глухонемых в Париже. Исследования А.Р.Лурия, В.И.Лубовского, А.И.Мещерякова, М.С.Певзнер и других учёных показали, что у умственно отсталых имеются довольно грубые нарушения в условно рефлекторной деятельности, нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения, а также нарушения взаимодействия сигнальных систем. Особенностями психики умственно отсталых занимались Л.В.Занков, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский, С.Я.рубинштейн, И.М.Соловьёв, Ж.И.Шиф и другие.
Внимание к проблемам умственной отсталости вызвало тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Об этом свидетельствует статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции дефектов развития умственно-отсталых детей.
Цель: Изучить психолого- педагогические аспекты обучения и воспитания умственно-отсталых детей; выявить актуальные проблемы обучения и воспитания умственно-отсталых детей в современных условиях.
Объект: процесс обучения и воспитания умственно-отсталых детей
Предмет: актуальные проблемы обучения и воспитания умственно-отсталых детей в современных условиях.
Задачи: 1) Проанализировать философскую, научную, историческую, медицинскую, психолого-педагогическую литературу
2) Уточнить понятие «умственно-отсталые дети»
3) Выявить психолго –педагогичские признаки проявления умственной отсталости
4) Изучить группы классификации умственно-отсталых детей
5) Рассмотреть существующие программы обучения и воспитания умственно-отсталых детей
6) Проанализировать сущность проблемы адаптации умственно-отсталых детей в социуме в современных условиях
В середине 20-х годов вспомогательным школам была предоставлена возможность в своей деятельности руководствоваться любым из трёх вариантов программ: составленных московскими учителями в 1923г. и опубликованных в книге «Вспомогательные школы для отсталых детей» под редакцией В.И.Герье и Н.В.чехова, программ А.Н.Граборова, опубликованных в 1923-1925гг. в книге «Вспомогательная школа». И программ московских учителей, опубликованных в сборнике «Вопросы воспитания слепых, глухих и умственно отсталых детей» под редакцией Л.С.Выготского. В это же время начинается период ревизии теоретических положений и практики отечественной дефектологии. В частности, подвергается критике замкнутость жизни умственно отсталых, их оторванность от политической и трудовой жизни общества.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: Сб. науч. Трудов /Под ред. В.В.Воронкова.-М., 1988.
2. Астахов А.С., Еленев А.В. Краткий справочник по машинам и оборудованиям для животноводческих ферм.-М.: «Колос».,1977.-256с.
3. Венедиков а.М., Викторов П.И. Груздев Н.В. Кормление сельскохозяйственных животных.-М.,1988.-366с.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.-М.: Просвещение, 1967.
5. Выготский Л.С. Собр.соч.-м.:Педагогика,1983.-т.5.
6. Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика.-М.: Знание, 1985.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В. И. Лубовского, Н.А.Цыпиной.-М.: Педагогика, 1984.
8. Дефектология: Словарь-справочник /Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова.- М, 1996.
9. Дефектологический словарь.- М.:Педагогика, 1970.
10. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М.,Просвещение, 1981.
11. Дульнев Г.М. Развитие специального обучения и воспитания аномальных детей. М.:Просвещение, 1973.
12. Журавлёв Б.А.Учебное пособие для учащихся 5-6 классов вспомогательной школы.-М.,1992.
13. Замский Х.С.История олигофренопедагогики.- М., 1980
14. ЗамскийХ.С. Умственно- отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древнейших времен до середины XX века. Приложение Е.К.Грачевой.-М, 19995.
15. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Учеб. пособие для студентов дефектол. Фак. Пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1988.
16. Занков Л.В. О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ.-М.: АПН РСФСР, 1953.
17. Зайцев В.П., Свердлов М.С. Охрана труда в животноводстве.- М.: «Колос», 1981.
18. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология. Под ред. М.Р.Гинзбурга- М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
19. Изилов Ю.С. Основы молочного и мясного скотоводства.-М.: Высшая школа, 1979.-374с.
20. Измайлов Ю.С. Основы молочного и мясного скотоводства.-М.,1979.
21. Кабанова- Миллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. -М., 1968.
22. Ковалёва Е.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1980.
23. Ковалёва Е.А., Ставровский А.Е., Зайцевский А.П. Сельскохозяйственный труд./учебное пособие для 7-8 классов вспомогательных школ.-М.,1988.
24. Ковалёв Ю.Н. Молочное оборудование животноводческих ферм и комплексов. – М.:Россельхозиздат,1987.-367с.
25. Колесников Е. В. и другие. Основы сельскохозяйственных знаний.
М.,Просвещение, 1986.
26. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения М, 1956.
27. Коноплева А.А., ГужваВ.И. Содержание кур.-М.,1982.-62с.
28. Коньков В.П. Справочник по откорму скота.- М.: Россельхозиздат,1980.
29. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Дульнева Г.М./-М.,1971.
30. Костин А.П. и другие. Физиология сельскохозяйственных животных.- М.: «Колос», 1974.
31. Крылов В.М. Полноценное кормление коров. Л.,1987.-159с.
32. Кузнецов А.Ф., Баланин В.И. Справочник по ветеринарной гигиене. М.: «Колос», 1984.-335с.
33. Лукьянов А.В. Приусадебное животноводство.-М.: «Контакт», 1992.-30с.
34. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок М.: АПН РСФСР, 1960.
35. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж.И.Шиф. – М.: Просвещение, 1965.
36. Певзнер М.С. Дети - олигофрены.- М.: АПН РСФСР, 1959.
37. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии?, 1998.
38. Плешаков А.А. Кормопроизводство на Южном Урале.-М.,1973.-343с.
39. Психологическая диагностика /Под. Ред. К.М.Гуревича.-М.: Педагогика, 1981.
40. Поляков В.А. и Ставровский А.Е. Методика трудового обучения в старших классах. 2-е изд.- М.,1980.
41. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы 8 вида 5-9 классы.- М.: «Владос», 2001.
42. Программа трудового обучения и воспитания для учащихся с проблемами в развитии. «Рабочий подворья»,-1999.
43. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1986.
44. Тихонов И.Т. Откорм свиней.-М.:Росагромиздат.,1991.-96с.
45. Трудовое обучение в специальных (коррекционных) школах 8 вида. /под ред. Щербаковой А.М./ -М.,2001.
46. Утенкова Т.А. Свиноводство: разведение и уход.-М.,2002.-176с.
47. Филатов Л.С. Безопасность труда в сельскохозяйственном производстве. -М., 1988.-304с.
48. Чебышева В.В. Психология трудового обучения.-М.,1969.
49. Шакалов К.И., Башкиров Б.А., Семёнов Б.С. Хирургические болезни сельскохозяйственных животных. -Л.: Агропромиздат.,1987.-255с.
50. Шевелев Н.С., Храмцов В.В. Содержание и разведение сельскохозяйственных животных России.-АСТ,2003.-223с.